17.05.2018

Чего следует избегать при плавании в полярных водах?

Навигация в полярных водах требует от моряков дополнительных знаний к тем, которые необходимы при эксплуатации судов в менее сложных условиях мореплавания. Для этого нужен опыт работы на специализированных судах и особая подготовка. Но и этого недостаточно, так как есть еще одно важное требование: знание природных свойств льда и динамики плавучих льдов.

При плавании в ледовых условиях обычные торговые и рыболовные суда могут воспользоваться помощью судов ледового класса или ледоколов. Однако в условиях максимального давления льда навигация может быть затруднена даже для теплоходов, разработанных специально для работы во льдах. Очень многое зависит от капитана, именно он должен обратить внимание на тип льда, его толщину, а также на расположение судна. Любое неверное решение или суждение ведет к дополнительному расходу топлива и увеличению вероятности застревания во льдах.

Приведем  реальный случай, произошедший в полярных водах. Пассажирское судно затонуло 23 ноября 2007 года. В официальном отчете о расследовании, которое провели власти Либерии, сделан вывод, что причиной инцидента стало «решение капитана войти в ледовое поле», в результате чего была получена пробоина корпуса. Вода стала поступать через отверстие, и это привело к быстрому затоплению. Либерийские власти в отчете пришли к выводу, что капитан не смог правильно определить тип льда, который был в Южном Ледовитом океане, так как до этого рейса в основном работал во льдах Балтики. Этот случай подчеркивает важность опыта в сочетании со способностью распознавать природные явления.

Действия и меры предосторожности, которым необходимо следовать

При плавании торгового судна во льдах ему на помощь приходит ледовый лоцман и ледокол, чтобы обеспечить безопасный проход через морское пространство, покрытое льдом. Однако, существуют меры, которые может и должен предпринять сам экипаж:

– судно ни в коем случае не должно менять маршрут на имеющийся альтернативный вариант;
– при плавании во льдах всегда должны выставляться посты наблюдения;
– при маневрировании двигатели судна всегда должны оставаться в рабочем состоянии, чтобы при движении назад или в сторону судно не останавливалось;
– следует избегать передвижения по льду ночью (если возможно);
– нужно исключить постановку на якорь в местах сильного скопления толстого льда.

Если судно направляется в район с отрицательными температурами, где морская поверхность покрыта льдом, вдобавок к этим мерам предосторожности необходимо предпринять ряд дополнительных действий:

– сообщить капитану и затем экипажу о близости льда;
– сообщить в машинное отделение о близости льда;
– задраить все водонепроницаемые двери;
– регулировать скорость движения судна зависимости от ледовых условий;
– увеличить частоту замеров уровня жидкости в танках и льялах;
– следить за специальными сообщениями по радио;
– передавать сообщения об опасности в соответствии с SOLAS.

Кроме того, для повышения безопасности судов, пересекающих арктический регион, а также в целях предотвращения загрязнения моря, можно рекомендовать к прочтению Руководство по эксплуатации судов в полярных водах, разработанное в соответствии с инструкциями ИМО, и План действий в чрезвычайных ситуациях в полярных водах. Перед рейсом в обязательном порядке должна быть осуществлена надлежащая подготовка экипажа.

Источник: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх