РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Конвенция о труде в морском судоходстве, подписанная в 2006 году и вступившая в силу в 2013 году, дает четкое указание на количество отдыха, которое полагается морякам. Максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 14 часов в течение любого 24-часового периода и 72 часов в течение любого семидневного периода. Хотя конвенция пока не ратифицирована во всем мире, она получила широкое распространение и оказала огромное влияние, поскольку суда из государств, неприсоединившихся к конвенции, при заходе в порты подписавших её государств могут подвергаться арестам и штрафам за несоблюдение требований КТМС. И это правильно. Многочисленные расследования морских катастроф, включая трагедию «EL Faro», доказали, что нервозность и усталость крайне отрицательно сказываются на способности экипажа принимать правильные решения.
Так, в июне 2017 года эсминец «USS Fitzgerald» столкнулся с контейнеровозом «Alnic MC» в открытом море южнее Токио, а в августе эсминец того же класса «USS John McCain» протаранил танкер «ACX Crystal» у берегов Сингапура. В результате этих двух происшествий погибли 17 членов экипажа.
ВМС США провели внутреннее расследование и пришли к выводу, что причинами этих страшных катастроф стали многочисленные ошибки как членов командования, так и рядового состава, которые не заметили признаков приближающейся аварии, не смогли быстро отреагировать и предотвратить её. Кроме того, переработки, стресс, недостаток отдыха, стали основными факторами, способствовавшими происшествию. Расследование пришло к выводу, что несение службы в напряженном режиме на обоих кораблях, которые входили в состав одной и той же флотилии, медленно и незаметно привело к тому, что на борту стали соблюдать лишь минимальные нормы безопасности. По итогам расследования было сделано 60 рекомендаций, которые варьировались от улучшения качества подготовки личного состава в области судовождения и работы с оборудованием до увеличения часов сна и профилактики стрессовых состояний моряков.
– Подобные происшествия – не редкость в торговом флоте, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Если вспомнить выводы и рекомендации, сделанные по итогам масштабного исследования проблемы усталости моряков (Project Martha 2017), которое длилось три года, то один из главных выводов заключается в том, что продолжительные рейсы вызывают рост психической и умственной усталости моряков. Особенно это касается капитанов и вахтенных офицеров. Конвенция о труде в морском судоходстве для того и принималась, чтобы моряки могли полноценно отдыхать. Но порой экипажи осознанно идут на нарушения режима труда и отдыха, не задумываясь о возможных последствиях. А они, как показывает практика, могут быть совершенно ужасными и необратимыми. Так что тербования КТМС лучше все-таки выполнять, а не игнорировать.
Все типы судов – военные и торговые – подвержены опасности из-за усталости экипажа. В 1989 году сел на мель танкер «Exxon Valdez», в море вылилось 42 миллиона литров сырой нефти; этот разлив стал одним из крупнейших в истории. Национальный совет по безопасности на транспорте США определил, что вероятные причины происшествия включали в себя «неспособность третьего помощника капитана выполнить маневр из-за усталости и чрезмерной нагрузки», а также то, что компания «Exxon Shipping Company» не укомплектовала экипаж танкера капитаном соответствующей квалификации и достаточным количеством моряков.
Несмотря на то, что усталость экипажа отмечена как важный фактор в целом ряде серьезных аварий, судоходная отрасль мало что делает для решения этой проблемы. Неудивительно, что по-прежнему поступают сообщения об авариях по причине усталости. Так, в октябре 2005 года, через 16 лет после аварии с «Exxon Valdez», уставший капитан, который был на мостике один, заснул и допустил посадку на мель британского балкера «Lerrix» в Балтийском море, таковы выводы Бюро по расследованию морских происшествий (MAIB). Балкер шёл из Гамбурга в Клайпеду, и в какой-то момент, когда судно должно было сменить курс, оно этого не сделало. Несмотря на попытки связаться с судном, оно всё же село на мель. Капитан, который отпустил вахтенного матроса с дежурства, заснул на мостике прямо в кресле. Это происшествие привело к тому, что MAIB рекомендовало судовладельцам и Палате судоходства Великобритании обратить особое внимание на следующие моменты: усталость моряков, вахты наблюдения, ненадлежащее использование личных электронных устройств, режим труда и продолжительность отдыха.
По материалам fairplay.ihs.com (перевод ЦИЯ РПСМ)
Наверх