02.04.2018

Дважды механик

Денис Тетюев, электромеханик «НС Лотус» ПАО «Новошип», далеко не первый в семье энергетик, но первый, кто выбрал для работы торговый флот. Что море – это правильный выбор, он понял на преддипломной практике на «НС Чемпион» в 2008 году: интересные люди, работа, к которой душа лежит, и целый мир вокруг.

– Я приехал на ремонт судна в Черногорию, – вспоминает он, – и сразу понял: только в доке у меня есть возможность если не поучаствовать, то хотя бы понаблюдать за некоторыми операциями. Однажды зашел в ЦПУ и ахнул: главный распределительный щит разобран и все, что скрыто за многочисленными реостатами, тумблерами, предохранителями, реле и индикаторами, теперь как на ладони. В течение недели вокруг него хлопотало человек шесть инженеров, а я у них был на подхвате. И пусть это была по большей части работа «подай-принеси», но за ту неделю я узнал больше, чем за целый курс в университете.

На «НС Чемпион» Дениса курировал электромеханик Сергей Мелихов. Его он считает своим учителем.

– Сергей Владимирович из тех, кого трудно застать в каюте. Он сам все время делом занят, и мне скучать не давал. Это он всерьез научил меня читать любую электросхему, вне зависимости от ее стандарта. Они в каждой стране свои, а нам на флоте приходится сталкиваться со всеми, – рассказывает Денис. – Но главное, работу по своему заведованию Сергей Владимирович постоянно комментировал для меня, объяснял все подробно и доходчиво.

Там же кадет выучил основное правило электромеханика, которого придерживается до сих пор: сначала изучить документацию, схемы и инструкции и только потом лезть с инструментом в механизм. Через два месяца мастер уже мог смело доверить ученику переборку электродвигателя и еженедельную проверку всего заведования. Но под личным внимательным наблюдением.

В отличие от других офицеров – штурманов и механиков – электромеханик на судне в одиночестве, и ответственность тут же тяжким грузом ложится на плечи. Это Денис Тетюев почувствовал в полной мере, когда по окончании учебы пришел на танкер «Леонид Лоза». Но ведь глаза боятся, а руки делают. Под конец контракта он уже не только освоился в должности, но и понял: кое-каких знаний ему все же не хватает. И, продолжая работу на флоте, вернулся в университет на заочную форму обучения, но уже на специальность механика-дизелиста.

– Наши заведования очень тесно связаны, – объясняет он. – Мы все – «машина», команда, которая работает как единый механизм. Новая специальность поможет лучше понимать устройство судна, а полученные знания уже здорово помогают мне в диагностике неполадок.

А неполадки случаются даже на таких новых судах, как «Леонид Лоза». В 2012 году одна из них стала личным вызовом знаниям и навыкам Дениса.

– Мы шли в Японию, – рассказывает он. – И вдруг выходит из строя автоматика котлов. Я смог точно и, самое главное, быстро диагностировать, что причина в центральной плате управления (UNISAB), что поломка необратима и нужна новая плата. Через день-другой нам предстояло встать на выгрузку, но с котлами в ручном режиме выгружать сто пятьдесят тысяч тонн – это сущий ад. Но до этого не дошло. «Родную» шведскую плату агент привез нам прямо на рейд в Японии. Демонтаж старой и установку новой, вместе с подключением всей периферии, удалось завершить в рекордные восемь часов. Так что выгрузку мы начали вовремя и завершили в срок.

За семь лет на флоте Денис Тетюев понял, что умение влиться в экипаж и построить гармоничные отношения с людьми важно не меньше, чем инженерные знания и рабочие навыки. Ведь в море не только работают – там живут. Месяцами в замкнутом пространстве, с ограниченным кругом общения.

– Мне повезло – моя нервная система спокойно переживает такой стресс. Но многие моряки под конец рейса жалуются, что даже лица друзей начинают раздражать, – рассказывает он. – В подобной ситуации очень важно просто общаться не по работе, а так, «за жизнь». Просто слушать друг друга и сопереживать. И использовать любую возможность выйти на берег и сменить обстановку. Ведь наша профессия дает нам уникальную возможность увидеть мир. За семь лет мне посчастливилось побывать в Марселе и Гавре – легендарных портовых городах Европы. Увидеть, как рыбацкие и охотничьи поселки Новой Шотландии, сохранив свою приключенческую харизму, смогли превратиться в современные логистические центры. Попробовать в Гане такие экзотические фрукты, которые не только в супермаркетах – в энциклопедии не найдешь. Это тоже «лекарство» и очень сильное.

Источник: ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх