РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Вчера в Москве стартовала конференция на очень актуальную тему: «Свобода объединения и права профсоюзов в Российской Федерации: состояние и перспективы». В числе организаторов – Международная организация труда (МОТ), Международная конфедерация профсоюзов (МКП), Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Конфедерация труда России (КТР). В мероприятии принимают участие представители крупнейших профсоюзных объединений России и профлидеры организаций, столкнувшихся с нарушением своих прав, – сообщает профсоюзное издание «Солидарность».
Не новость, что независимые профсоюзы в России не в почете. Яркое подтверждение тому – постановление Санкт-Петербургского городского суда о ликвидации Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация» (МПРА), принятое в ходе заседания 10 января. В вину МПРА вменялся сбор подписей с целью изменения действующего трудового законодательства: в поддержку законопроекта
об индексации заработной платы, суть которого сводится к закреплению нормы об обязательной для работодателей ежегодной индексации зарплаты наемных работников на уровень не меньше индекса инфляции.
Прокуратура расценила профсоюзную деятельность, направленную на отстаивание трудовых интересов, как политическую и сочла ее противоречащей уставу МПРА.
С нарушением профсоюзных прав сталкиваются и в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). Например, чтобы попасть к рабочим местам моряков – членов профсоюза, нужно пройти массу согласований и за деньги оформить пропуска в порты. Так, представителям Дальневосточной региональной организации (ДВРО) РПСМ в конце декабря 2017 года пришлось оформлять порядка 20 однотипных документов – именно на столько районов поделена территория порта Находки.
– Препятствия чинят службы безопасности проходных, – говорит председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Они ссылаются на Распоряжение Правительства РФ № 907-р от 24.06.2008, согласно которому посещать порт разрешено лишь работникам Государственного портового контроля. Когда мы указали на Федеральный закон о профсоюзах, что имеем право беспрепятственно посещать рабочие места наших членов, они согласились с обоснованностью наших требований, но предложили ходить на суда, минуя проходные портов, – то есть посредством плавсредств!
А в январе текущего года ООО «Порт Ливадия» и вовсе не согласовал выдачу временных пропусков инспекторам ДВРО РПСМ.
– Нам отказали, сославшись на то, что в порту не работают члены РПСМ, а раз так – то и права на посещение терминала у нас нет. Но мы и не отрицаем, что у нас нет членов профсоюза в порту: наша цель – это суда, которые заходят в «Ливадию». На борту теплоходов могут работать члены РПСМ, а проверить их условия труда без прохода в порт просто невозможно, – поясняет Николай Суханов.
Обращение в Находкинскую транспортную прокуратуру результатов не дало: оснований для принятия мер реагирования она не увидела.
– Эта конференция – отличная возможность отметить прогресс в вопросе соблюдения права на свободу объединения, когда мы можем его наблюдать. Но при этом мы получаем право акцентировать внимание на проблемах, связанных с этим правом, на ухудшении прав профсоюзов. Причем не только в России, но и во всем регионе, – отметила директор Бюро МОТ по деятельности трудящихся Мария Елена Андре во вступительном слове. – Мы не можем пожаловаться на отсутствие соглашений, законодательных норм, гарантирующих свободу объединения профсоюзов в России. Проблемы возникают на уровне их практической реализации. В последнее время – после периода, когда мы получали меньше жалоб в МОТ, их количество увеличилось. Так, в прошлом году поступила существенная жалоба из Казахстана. А в этом году – из Российской Федерации. Опираясь на трехсторонний формат работы, очень важно идти дальше декларативных заявлений о сотрудничестве, подтверждая их делом.
Фото: Николай Федоров/ «Солидарность»
Наверх