РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
На днях компания Clyde & Co опубликовала результаты опроса, проведенного совместно с IMarEST: более 20 000 моряков и других представителей судоходной отрасли высказали свое мнение относительно грядущего технического прогресса, беспилотного судоходства и его влияния на жизнь экипажей по всему миру. По итогам мнение подавляющего большинства опрошенных можно выразить следующим образом: собираясь внедрять новые технологии, руководство компаний в первую очередь должно думать о моряках.
Перспективы и риски использования автономных судов
Сторонники внедрения новых технологий обращают внимание на выгоды и преимущества автономного судоходства и указывают три основных преимущества безэкипажных судов:
-сокращение рисков для здоровья и безопасности моряков;
-сокращение риска человеческой ошибки;
-сокращение расходов на персонал.
Есть те, кто сомневается в том, что столь серьёзные перемены могут быть достигнуты в обозримом будущем или вообще когда-либо, а профсоюзы озабочены угрозами безопасности, которые несет в себе автоматизация, а также тем, насколько реалистичной является упомянутая экономия расходов на экипажи.
Вопросы встают в связи предложением сократить до минимума численность экипажей. Многие эксперты уверены, что в таком случае изоляция моряков еще больше усилится, при том что длительность пребывания в море не уменьшится. Набор кадров для морской отрасли может столкнуться с дополнительными трудностями, так как мало кто захочет работать в таких условиях.
Многие считают, что морские специальности претерпят значительные изменения, а не исчезнут совсем, хотя бы потому, что морские специалисты нужны будут на берегу. Однако 78% опрошенных уверены, что автономное судоходство все же приведет к серьезной потере рабочих мест для моряков
Безусловно, высококвалифицированный персонал контрольно-диспетчерских служб, который станет управлять судами, должен будет обладать не только специальными знаниями, но и опытом работы в море. С другой стороны, квалификация и навыки, которые потребуются для того, чтобы работать на новых технических должностях, сильно отличается от тех, которыми обладает обычный дипломированный моряк.
В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) уверены, что на практике реализация такого сложного проекта будет сопряжена с рядом трудностей и навряд ли представители отрасли откажутся от экипажей на борту своих судов. Наравне с безопасностью не меньше вопросов вызывает и юридический аспект. Так, на сегодняшний день любое судно, находящееся в открытом море без экипажа на борту, считается бесхозным. А на урегулирование правовых вопросов в рамках судоходства по всему миру может уйти не один десяток лет.
Ликвидировать пробел в знаниях
Цифровые технологии продолжат развиваться и в сторону оптимизации операционной эффективности судна, что в краткосрочной перспективе принесёт выгоду экипажам. Вот что по этому поводу сказал один респондент: «При правильном использовании, информационно-центрический подход к управлению судном оптимизирует функции нынешних экипажей».
Поскольку преимущества новых технологий очевидны, судовладельцам нужно будет оценить готовность своих экипажей к их использованию. 31% участников опроса считают, что квалификации и знаний сегодняшних экипажей совсем не достаточно для «умного» судоходства, и лишь 15% думают наоборот. Получается, перед судовладельцами встаёт проблема: несоответствие между имеющимися технологиями и способностью экипажей эффективно их использовать. Судовладельцам будет необходимо позаботиться о новых уровнях подготовки экипажей, если они хотят, чтобы технологии приносили им выгоду. Кроме этого, возникнет необходимость в большем количестве IT-специалистов, которые бы занимались обучением экипажей, обслуживанием новой техники и устранением неполадок, если они вдруг возникнут.
По материалам: ЦИА РПСМ
Наверх