16.03.2018

Взяточничество и коррупция – основы судоходной отрасли

Прогресс в борьбе со взяточничеством в портах вряд ли будет достигнут в ближайшее время, – считает бывший британский капитан Майкл Ллойд (Michael Lloyd), проработавший на торговых судах 50 лет.   «Я почти не знаю портов, в которых бы не было коррупции. В некоторых компаниях капитанам  говорят, чтобы они не давали взятки, но никто не хочет, чтобы её судно простаивало, и платить за это $30 000-$40000 в день. Уж лучше обойтись блоком сигарет», – говорит он.

Сегодня судно не может пройти через Суэцкий канал или зайти в любой порт Западной Африки, не заплатив «дань». Берут все, что угодно: деньги, сигареты, ящик содовой.  Бывает, офицеры просят еду для семьи. И хотя практически во всех странах предусмотрено наказание за подобный вид деятельности, до суда  такие дела не доходят – слишком «мелкие».

В свою очередь практику вымогательств и взяток во многих портах можно пресечь, если каждая компания разработает собственную программу противостояния коррупции,  – считает Сесилия Мюллер Торбранд (Cecilia Muller Torbrand),  программный директор морской антикоррупционной сети (MACN). Программа предполагает  следование  семи принципам борьбы с коррупцией, включая разработку плана устранения  бизнес-рисков и оценки коррупционных рисков, проведение соответствующих инструктажей, контроль за случаями  взяточничества, сообщение о подобных инцидентах и должную осмотрительность в отношении деловых партнеров и третьих сторон. В ходе реализации антикоррупционной политики компаниям необходимо проводить специальную подготовку сотрудников, непосредственно имеющих дело со взяточниками, чтобы научить их грамотно отказывать в ответ на подобные требования.

Мюллер Торбранд признает, что проблема портового взяточничества  существует не только в Суэцком канале (который из-за взяток в виде блоков сигарет прозвали «Мальборо»), но и в слаборазвитых, нестабильных странах Западной Африки и Черноморского региона.

В  MACN считают, что с ними тесно должны сотрудничать профсоюзы и ассоциации морских капитанов.  Антикоррупционная сеть, созданная более пяти лет назад, сегодня насчитывает около 90 членов-судовладельцев, которые выступают объединенным, «теоретически подкованным» фронтом против всемирной практики мелкого взяточничества в портах. Их суда успешно проходят Суэцкий канал, а капитаны говорят «нет» взяточникам, используя набор средств и методов, разработанных  MACN. Между тем это капля в море: ежедневно  приходят тысячи сообщений о случаях вымогательства со всего мира.

«План соответствия и обучение персонала – это важно, однако это только одна из составляющих частей пятиступенчатого процесса», – говорит  Александра Рейдж (Alexandra Wrage), президент и основатель  «Trace International», некоммерческой организации, специализирующейся на консультировании компаний, как не стать жертвой вымогательств. Капитаны должны хотеть противостоять попыткам вымогательства и пройти специальное обучение, чтобы знать, что говорить портовым агентам в таких случаях. Они должны иметь на борту копии местных  законодательных актов, и в случае необходимости показывать их портовым агентам. Крайне важно, чтобы судовладельцы полностью поддерживали капитанов в их противостоянии коррупционерам, даже если в результате судну придется «застрять» в порту на пару дней. «Это не тот случай, когда достаточно просто сказать «нет». Это должна быть целая комплексная программа действий, иначе это будет пустая болтовня», – говорит Рейдж. Она убеждена, что если судовладельцы и капитаны будут применять комплексный подход, то в конце концов портовые власти перестанут просить у них взятки. Она приводит в пример американских судовладельцев, которые реже других становятся мишенями вымогателей, потому что в большинстве американских компаний уже давно действуют антикоррупционные программы. «Молва впереди нас  бежит,  поэтому у тех, кто не платит – одна репутация, а у тех, кто идёт на поводу у взяточников,  соответственно, совсем другая», – говорит Рейдж.

Капитан Николас Купер (Nicholas Cooper) также считает, что для успешной борьбы со взяточниками, капитанам необходима безоговорочная, реальная поддержка судовладельцев. «Бесполезно просто дать капитану указание не давать взятки в какой бы то ни было форме. Нужно обеспечить ему поддержку, если в итоге судно задержат или отправят на якорную стоянку, а самого капитана начнут  притеснять или грозить ему арестом». 

В прошлом году в своей речи, посвященной этой же проблеме, Купер привел несколько типичных схем, по которым действуют вымогатели, и с которыми он сталкивался лично. Так, однажды сотрудник санитарной службы порта несколько часов проверял все продукты, находившиеся в кладовой судна, в холодильнике, на камбузе и в столовой, и за каждый обнаруженный  продукт с истекшим сроком годности «накладывал штраф» в размере 100 долларов. В итоге штрафов набежало примерно на тысячу долларов, однако когда капитан попросил за уплату штрафа  квитанцию с подписью и печатью, инспектор отказался от своей «затеи» и вместо этого взял пару сотен долларов наличных, сигареты и два пакета провизии.

Но бывали случаи посерьезнее. Купер рассказал, как в одном порту   офицер таможенной службы обыскивал судно в течение шести часов, и чтобы избавиться от  особо «настойчивого» инспектора, им пришлось пожаловаться на него властям.  Местный агент компании направил в адрес капитана порта письмо, в котором в резких выражениях требовалось прекратить беспредел, который устроил  этот таможенник, а копии этого письма отправили руководству оператора порта. Только это и помогло.

«Взяточничество и коррупция – основы судоходной отрасли, потому что они  работающие элементы, винтики, которые вращают всё колесо. Презенты» в виде сигарет и виски – это только «цветочки», –  говорит капитан Ллойд. И добавляет, что даже те страны, в которых принимают законы для борьбы с коррупцией, не горят желанием их применять: «Судоходная отрасль работает. Они не хотят всё портить и создавать проблемы  судовладельцам и перевозчикам».

По материалам ЦИА РПСМ, Tradewindsnew.com


↑ 

Наверх