16.03.2018

«Капитан – последняя инстанция перед Богом» (Часть 4)

Роль капитанов в развитии судоходной отрасли невозможно переоценить: они проявляют себя не только как отменные судоводители, администраторы, представители работодателя, но и как умелые и опытные наставники для молодого поколения моряков. О значении капитанов в жизни морских специалистов, последующих возможностях использования накопленного ими многолетнего опыта во благо судоходства рассказывает капитан с двадцатилетним стажем, преподаватель Регионального центра дополнительного профессионального образования при Арктическом морском институте им. В. И. Воронина Евгений Климов:

Как бы хорошо не учили в вузе, там преимущественно дают только теоретические знания. На судне же кроме них требуется полное понимание правил и рабочих процессов и умение их применять. Добиться этого можно только практикой и наработкой опыта. И здесь без помощи опытных специалистов не обойтись. Так, для начинающего судоводителя капитан и другие старшие командиры судна становятся учителями.

Первые несколько месяцев капитан очень плотно опекает молодого специалиста. Особенно это относится к несению ходовой навигационной вахты. Для того чтобы добиться требуемого уровня, необходимого для более или менее самостоятельного несения вахты, нужно определенное время, в течение которого капитан контролирует, учит всем премудростям практической навигации и искусству расхождения с другими судами на безопасном расстоянии. 

Капитан как управленец

Многосторонняя деятельность капитана формирует управленца, который может работать и на берегу. Ценность таких специалистов состоит в том, что это люди с хорошим жизненным и профессиональным опытом, способные оперативно принимать решения и не боящиеся при этом брать на себя ответственность, хорошо знакомые с рисками, которыми сопровождается их работа.

Капитаны и другие старшие командиры – это тот резерв, который может и должен быть использован для пополнения кадров морской отрасли в сфере управления на берегу. Этот вопрос особенно актуален в наше время, когда можно наблюдать случаи чудовищного дилетантства специалистов, отвечающих за самые разнообразные стороны морской жизни. 

Именитые капитаны СМП

В Северном морском пароходстве во все времена его существования капитанский корпус состоял из очень хороших специалистов, имевших опыт работы во всех морях и океанах. В недалеком прошлом были широко известны имена таких капитанов, как Р. Ибрагимов, Г. Куроптев, Г. Суханов, А. Садовников, В. Сарапунин, труд которых государство отметило правительственными наградами. 

Среди капитанов СМП были личности, которые занимают особое место в его истории. К таким относится капитан Михаил Боцман. В июле 1994 года он спас моряка, который из-за собственной неосторожности выпал за борт посреди Тихого океана. Судно, которым командовал М. Боцман, совершало переход с грузом из Бразилии в Южную Корею через Панамский канал. Моряк, о котором идет речь, должен был заступать на вахту в машинном отделении с 04 часа утра, однако на вахту не пришел. Пока его искали по всему судну, прошел целый час. Поиски оказались безуспешными, но на верхней палубе были обнаружены его тапочки у борта, и все стало понятно. В 05 часов обо всем доложили капитану и он приказал развернуть судно на обратный курс. В 11:45 моряк, который находился в воде около 12 часов, был обнаружен и поднят на борт! В профессиональном плане успех этой спасательной операции – это показатель величайшего искусства, основанного на великолепных знаниях, опыте и интуиции Михаили Боцмана. Он без чьей-либо помощи нашел и спас своего моряка в условиях, когда судно отошло от места его падения на расстояние около 70 миль (130 км). При высоте волны около 1 метра и при покрытой барашками поверхности моря от ветра силой 5 баллов обнаружить в воде голову держащегося на воде человека. Этот случай достоин того, чтобы быть занесенным в учебники по поискам и спасанию на море.

По материалам: Е. Климова для газеты «Морские вести России»

↑ 

Наверх