15.03.2018

«Капитан – последняя инстанция перед Богом» (Часть 3)

Для капитана морского судна самое главное – быть отменным судоводителем, ведь от его действий зависит безопасность мореплавания. Но нельзя забывать и о коммерческой стороне вопроса – во время рейса капитан представляет интересы не только судо-, но и грузовладельца. Своим опытом совмещения столь разных обязанностей делится капитан с двадцатилетним стажем, преподаватель Регионального центра дополнительного профессионального образования при Арктическом морском институте им. В. И. Воронина Евгений Климов.

Капитан как специалист по судовождению и управлению судном

Капитан назначает курс и скорость судна, способ управления и режим работы главного двигателя. Весь процесс перехода судна из одного места в другое контролируется именно им. Поэтому, как и все судоводители, он должен уметь использовать все оборудование навигации и связи ходового мостика.

В такие моменты, как заход или выход из порта, капитан обязан осуществлять личное управление теплоходом. Это требование относится и к сложным условиям плавания, таким как туман, шторм, швартовые операции при подходе к причалу или отходе от него, плавание в узких реках, проходах или каналах – все они таят в себе определенные риски для безопасности судна. Управление в таких условиях является искусством и требует выдержки, хладнокровия и точного расчета. Порой капитану приходится проводить длительное время на мостике без сна и отдыха. 

Еще сложнее приходится капитанам ледоколов. Их труд связан с частым изменением режима работы главных двигателей, сменой курсов, с возвращением к застрявшим во льдах судам, необходимостью их освобождения. Эта работа требует большой выдержки и терпения. Мало кому известно, но капитанов-ледокольщиков у нас в стране меньше, чем космонавтов.

Капитан как коммерческий работник

Каждое морское судно предназначено для выполнения какой-либо работы, которая приносит прибыль его владельцу. Существуют и суда специального назначения – для добычи живых ресурсов, дноуглубительные, для прокладки и ремонта подводных трубопроводов, сейсмических исследований, для установки подводных фундаментов, на которых размещаются различные сооружения и установки. Но основная масса теплоходов мирового флота построена для перевозки различных грузов, что является коммерческой операцией. Она включает в себя три процесса: погрузку, собственно перевозку и сдачу груза получателю. Как любая коммерческая сделка, она требует оформления соответствующих документов. Будь то коносамент, договоры о спасании или сдачи на хранение – все они подписываются капитаном, выступающим в качестве представителя грузовладельца.

По материалам: Е. Климова для газеты «Морские вести России»

↑ 

Наверх