14.03.2018

Полярный кодекс: моряки должны быть готовы к плаванию во льдах

Большинство судовладельцев готовы исполнять нормы Полярного кодекса, определяющего правила навигации в Арктике, – заявил ТАСС замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. В прошлом году Администрация Северного морского пути получила 700 обращений от компаний на допуск к навигации, и отказала всего в двух случаях, и то – после исправления замечаний теплоходы вышли в плавание. 

Однако требования предъявляются не только к судну, но и к экипажу. Так, согласно поправкам к Конвенции ПДНВ, судоводители должны пройти соответствующие курсы по плаванию в полярных водах. Эта норма станет обязательной с 1 июля 2018 года, когда поправки вступят в силу.   

В самом Полярном кодексе говорится, что суда, плавающие в высоких широтах, должны быть укомплектованы  надлежащим образом квалифицированным персоналом. Для этого капитаны, старпомы и лица из числа комсостава, несущие навигационную вахту, должны пройти подготовку в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ. Поправки в Конвенцию уже внесены, они вступают в силу 1 июля, правда, эти нормы ещё не имплементированы в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов. 

– Минтранс пока не включил новые правила ПДНВ в Положение о дипломировании моряков, – говорит директор Института дополнительного образования ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова Сергей Айзинов. – Но несмотря на это, моряки всё равно проходят обучение, ведь они понимают, что иначе им не выйти в Арктику. Когда будут имплементированы требования, не могу сказать, но, думаю, что это увеличит поток слушателей курсов.

Морской учебно-тренажёрный центр на базе Института ДПО проводит соответствующую подготовку, которая существует в двух вариантах: базовая и расширенная. По словам Сергея Айзинова, базовую должны пройти все судоводители, а капитанам и старпомам после этого ещё нужно получить три месяца стажа плавания в полярных водах и затем прийти на расширенные курсы. Что касается остальных членов экипажа – рядовых и работающих в машинном отделении, к ним Конвенция ПДНВ никаких дополнительных требований не предъявляет. Вместе с тем в Полярном кодексе указано, что они должны быть ознакомлены с особенностями работы на судах в полярных водах. В этом случае достаточно инструктажа, который могут провести как в офисе компании, так и на борту судна.

Важно помнить, что существует так называемый переходный период, который позволит морякам, начавшим работать в полярных водах до 1 июля 2018 года, пройти альтернативную базовую или расширенную программу обучения до 1 июля 2020 года. До этого времени офицеры могут обратиться в любой учебный центр, готовящий к плаванию в Арктике, за получением свидетельства о базовой подготовке. Для этого у них должен быть одобренный стаж плавания на борту судна, работавшего в полярных водах, или эквивалентный одобренный стаж плавания в общей сложности не менее трёх месяцев в течение пяти последних лет. Подать заявку на получение свидетельства о подготовке по расширенной программе в соответствии с переходными положениями моряки могут, если у них есть одобренный стаж плавания на борту судна, работавшего в полярных водах, или эквивалентный одобренный стаж плавания в общей сложности не менее трёх месяцев в течение пяти последних лет.

↑ 

Наверх