14.03.2018

«Капитан – последняя инстанция перед Богом» (Часть 2)

Капитан судна – должность, требующая неимоверной отдачи, сил, рассудительности и безграничного запаса знаний, ведь по факту, занимая ее, моряк становится и представителем судовладельца, и администратором. О том, как совмещать эти и многие другие обязанности, рассказывает капитан с двадцатилетним стажем, преподаватель Регионального центра дополнительного профессионального образования при Арктическом морском институте им. В. И. Воронина Евгений Климов.

Капитан и судовладелец

Судовладелец передает под командование капитану свою собственность – судно, которое стоит больших денег. Объективно компания заинтересована в том, чтобы капитан был серьезным и ответственным человеком, хорошо знающим свое дело. Мудрый судовладелец бережно и с пониманием относится к своим капитанам, стимулирует хорошую работу. Все планы и усилия судовладельца в бизнес-процессе в конечном итоге заканчиваются и реализуются на судне, и здесь роль капитана переоценить невозможно. 

В первую очередь капитан судна признается представителем судовладельца в отношении сделок. Это означает, что его подпись в различных финансовых документах, по которым на судно поступают заказанные денежные средства, продукты питания, питьевая вода, предметы судового снабжения и многое другое, признается как подпись лица, действующего от имени компании. 

Главная цель судовладельца как бизнесмена – получить прибыли от эксплуатации судна. А золотая мечта – как можно быстрей грузиться или выгружаться в порту, как можно больше брать груза и как можно быстрее совершать переход из одного порта в другой, не допуская при этом внеплановых расходов. Правда, иногда стремление заработать вступает в противоречие с необходимостью обеспечить безопасность рейса, экипажа и перевозимого груза. Тогда может возникнуть конфликт между капитаном и судовладельцем. Капитан, который несет прямую ответственность за безопасность, может не согласиться с требованием судовладельца добиться максимальных доходов любым путем. К примеру, на море, в районе оживленного судоходства, стоит густой туман и правила требуют при этом сбавлять скорость, а судовладелец торопит капитана. В интересах бизнеса он желает, чтобы судно прибыло в порт назначения в заранее согласованный с партнерами по бизнесу установленный срок, и это является крайне важным для всех участников бизнес-процесса. Перед капитаном встает трудный вопрос: если слушать судовладельца, то надо скорость не сбавлять, но чтобы выполнять правила плавания в условиях ограниченной видимости, надо ее уменьшить.

Капитану часто приходится оказываться в подобной ситуации. «Неуступчивые» моряки могут вызвать отрицательное к ним отношение со стороны судовладельца. Он может даже избавиться от такого капитана и разорвать с ним контракт. Надо сказать, что международное морское законодательство защищает капитанов в таких ситуациях – «никто не вправе препятствовать деятельности капитана, направленной на обеспечение безопасности судна и экипажа, а также охраны морской окружающей среды». Это положение в качестве обязательного требования закреплено в международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года – СОЛАС-74, которое так и называется – «Свобода принятия решения капитаном». Однако несмотря на это, капитанам в своей работе нередко приходится ощущать на себе неудовольствие судовладельцев в тех случаях, когда предпринимаемые капитаном меры в интересах безопасности судна вносят ограничения в достижение коммерческих целей. 

Капитан как главный администратор

Капитан подчиняется непосредственно руководителю судоходной компании. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

Особенности работы на море предполагают принцип единоначалия. Здесь нет места демократическим принципам управления. Все властные полномочия на судне предоставлены одному человеку – капитану, который как высшее должностное лицо, отвечает за поддержание порядка на судне, предотвращение причинения вреда судну, находящимся на борту людям и грузу. Он имеет право при необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна, если тот совершает поступки, хоть и не являющиеся уголовным преступлением, но создающие угрозу безопасности. В законодательстве многих стран указано, что ни один член экипажа не может быть направлен на судно без согласия капитана. Это условие имеется и в Кодексе торгового мореплавания России, в п. 2 статьи 57. Из положения этой статьи вытекает и право капитана списать того члена экипажа, который его не устраивает. При совершении уголовного преступления капитан выполняет функции органов дознания, руководствуясь национальным законодательством. 

По материалам: Е. Климова для газеты «Морские вести России»

↑ 

Наверх