13.03.2018

«Капитан – последняя инстанция перед Богом» (Часть 1)

Во все времена фигура капитана была окружена ореолом таинственности, ведь не зря у моряков издавна существуют такие присказки, как: «Капитан – это последняя инстанция перед Богом» или «Моряк видит своего капитана чаще, чем Господа Бога, но разговаривает с ним реже, чем с английской королевой». Однако за всей романтичностью сложившегося образа лежит тяжелый и упорный труд, о котором порой мало кто задумывается. Чтобы пролить свет на этот вопрос, капитан с двадцатилетним стажем, преподаватель Регионального центра дополнительного профессионального образования при Арктическом морском институте им. В.И. Воронина Евгений Климов рассказывает из чего же состоит работа капитана и какую роль он играет для экипажа и судовладельца:

– При выборе подходящей кандидатуры на должность капитана используется особый подход: в силу своего исключительного положения на борту, он должен иметь такие черты характера, которые позволяли бы обеспечивать успешную работу судна. Не менее важным является прирожденное чувство ответственности за порученное дело, умение общаться и руководить, при необходимости без лишних колебаний принимать серьезные решения. Ведь советоваться на борту особо будет не с кем: все люди вокруг капитана – его подчиненные, и рядом нет тех, кому подчиняется он сам и с кем можно поделиться мыслями в отношении производственных и различных житейских вопросов.

Капитан как руководитель начинает формироваться еще с должности младшего помощника, а кандидатуры подбирают уже среди старших, с опытом работы на море не менее 8-10 лет. В некоторых судоходных компаниях в первом рейсе начинающего капитана сопровождает опытный моряк или наставник (если такие есть в штате компании), который не только оказывает помощь, но и присматривается к новоиспеченному капитану, чтобы убедиться, что выбор компании не был случайным. Бывает и такое, что старший помощник, став капитаном, понимает, что эта «ноша» для него неподъемна. Если так произошло, то лучше честно об этом сказать и уйти с должности, иначе впоследствии плохо будет и экипажу, и судовладельцу, а под угрозой окажется безопасность мореплавания. Ведь судно – уязвимое сооружение, которое может перевозить пожароопасные, взрывоопасные, ядовитые и другие вредные для здоровья грузы. Поэтому ради безопасности рейса между членами экипажа в работе и в жизни должна царить особая атмосфера, слаженность, взаимовыручка и понимание. И создает эту атмосферу именно капитан.

В этих отношениях не может иметь место обман и недоверие, интриги и лукавство. Люди подлые и трусливые безжалостно изгоняются. Во всем, что касается работы, отношения между людьми отличаются прямотой и откровенностью. Даже самое мелкое упущение может привести к тяжелым последствиям. А капитан в свою очередь несет ответственность за все, что происходит на судне. Ему дана большая власть. Все его распоряжения в отношении служебной деятельности должны выполняться беспрекословно.  В целом капитан выполняет несколько функций:

– представляет интересы судовладельца;

– является главным администратором на судне;

– как специалист выполняет функцию управления судном и судовождения;

– отвечает за коммерческую составляющую работы судна;

– является наставником молодых специалистов.

Но о каждой из них в отдельности мы поговорим чуть позже.

По материалам: Е. Климова для газеты «Морские вести России»

↑ 

Наверх