РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
«Я обыкновенная женщина. По крайней мере, я себя такой считаю. Хотя, конечно, профессия наложила свой отпечаток». Эта профессия – капитан дальнего плавания, таких женщин в России – единицы. Послушав рассказ Валентины Дмитриевны, сразу становится понятно, почему. Сейчас ей 91 год, но она по-прежнему полна сил и энергии.
Найти свой путь
Валентина Дмитриевна родилась в 1926 году на Донбассе, ее судьба типична для того времени. Отец – кадровый шахтер, и дочь вполне могла пойти если не по стопам отца, но в том же направлении: тогда молодежь отличалась большим патриотизмом и независимо от пола, осваивала разные профессии. Девушки шли в летчицы, машинисты, сталевары… Как и многие, прежде чем окончательно определиться, с каким делом связать жизнь, Валентина искала свой путь, много ездила, смотрела, раздумывала.
Юность Валентины пришлась на Великую Отечественную войну. Из-за нехватки абитуриентов двери практически всех вузов были открыты, поступай, куда хочешь, без экзаменов и даже без десяти классов образования. Валентина наконец решила: ее призвание – горная промышленность, как вдруг на глаза ей попалось объявление о том, что Херсонский морской техникум объявляет набор абитуриентов: юношей и девушек. В памяти Валентины сразу воскресли ее детские воспоминания о море.
В 1938 году ее отца – вдохновителя и организатора стахановского движения, наградили орденом за трудовые заслуги и вручили семейную путевку в Алупку. Тогда Валентина впервые увидела море, оно потрясло ее. Объявление техникума напомнило девушке это невероятное морское приключение детства и определило ее выбор.
Зачисление на учебу прошло легко и без проблем. Шел военный 1944 год. Перед началом учебы абитуриентам нужно было пройти морскую практику, Валентина попала на Черное море в Одессу на пассажирский турбоэлектроход «Молотов» и осталась недовольна: на пассажирском лайнере критически не хватало кадров, обслуживающего персонала. Поэтому девушку зачислили стюардессой, а она рассчитывала поучиться штурманскому делу. Как вспоминает Валентина Дмитриевна, отказываться было поздно, судно уже вышло в рейс: «И практика прошла немного не так, как я ожидала».
После практики наступили учебные будни. Валентина училась хорошо. Впрочем, хорошо учиться подталкивало не только личное прилежание или любовь к выбранной профессии. В 1946-1947 годах из-за неурожая в Украине разразился страшный голод. Хлеб выдавали по карточкам: по рабочей – 800 грамм и 400 – по студенческой.
Кто и станет капитаном – только Валентина
«Хлеб был кукурузный, тяжелый и мокрый. Мы были так измучены недоеданием, что постоянно думали о будущем, а именно: вот получу профессию, пойду работать, тогда все будет хорошо. Лично я мечтала о времени, когда сяду за обеденный стол, а на нем будет стоять тарелка, полная хлеба», – говорит Валентина Дмитриевна. Впрочем, учиться ей было интересно. Ей нравились уроки астрономии и навигации, морская практика.
Вместе с Валентиной на курсе из тридцати человек учились пять девочек, не всем морское дело давалось легко. Но Валентину оно действительно увлекало. Лекции вели демобилизованные капитаны и моряки, и если преподаватель видел, что курсанты явно что-то не понимают, он спрашивал: «Назарова, понятно?» «Да!», – отвечала Валентина (Назарова – ее девичья фамилия). Преподаватели отмечали, что если из девочек выйдет толк и кто-то станет капитаном, то только Валентина.
Ей особенно запомнилась первая настоящая морская практика длиной в три месяца после первого учебного года. Валентина между Каспийским морем и Мурманском выбрала Север. Послевоенный Мурманск, весь сгоревший и разбитый, произвел сильное впечатление. Это был 1945 год, война закончилась. Народ ликовал. Валентина попала на научно-экспедиционное судно «Саратов» (переоборудованное из большого траулера) от Полярного института. Здесь она познала настоящую морскую жизнь. Но помимо тяжелых рабочих будней, она тепло вспоминает очень хорошее руководство.
Север поражал и удивлял своей суровой красотой. Эта дикая первозданная природа, огромные скалистые берега, обрывы и грандиозные птичьи базары… Валентина чувствовала себя первым человеком, который был один на белом свете. Север произвел такое неизгладимое впечатление, что Валентина стремилась как можно больше узнать его и исследовать. Но с первой практикой связаны не только приятные воспоминания. «Саратов» попал в восьмибалльный шторм. Впрочем, в Баренцевом море тихой погоды не бывает. У Валентины началась морская болезнь. Было так плохо, что она просила высадить ее хоть на необитаемый остров, только бы на землю. Но руководство и капитан Павел Сазонович Самарин помогли ей справиться, и вскоре Валентина смогла адаптироваться. А со временем ей даже стали нравиться шторма.
Валентина узнала на судне много нового и получила огромное удовлетворение от первой штурманской практики, на которой она училась еще и взаимодействовать с командой. Все последующие практики проходили на этом же судне. Валентина полюбила Север, она ходила в Баренцевом, Карском и Белом морях, приглянулся ей и Северный Ледовитый океан. Она познакомилась с Юрием Юрьевичем Марти, который является светилом в изучении Севера, с Валентином Ивановичем Травиным и многими другими учеными. Так что Север остался для Валентины Дмитриевны радостным воспоминанием.
Морская карьера
Валентина окончила техникум с отличием в 1948 году. Любовь к Северу только окрепла. Из-за нехватки кадров, под ответственность капитана судна «Саратов» (Валентина смогла вернуться именно туда), ее зачислили в команду третьим помощником капитана. Это было удобно всем: таким образом, один из помощников капитана мог временно покидать судно, ведь всю войну они отходили в море без отпуска и не были дома. А Валентина получила штурманский ценз.
Военный и послевоенный голод не остался без последствий. На Севере у Валентины случился приступ гипертонии. Врач настоятельно рекомендовал сменить климат. Она обратилась в отдел кадров Главного Управления рыбной промышленности, ей предложили поехать в Калининград,.
Город сильно удивил Валентину, он стоял в руинах и воронках. Девушка недоумевала, как вообще здесь можно куда-то добраться. Тем не менее, она осталась и продолжила морскую карьеру в порту Пионерск. Там еще оставались немецкие фишхутеры и датские суда. Валентину назначили капитаном рыболовецкого катера с командой из пяти человек, позже перевели в Управление тралового флота на берегу. Скучать не приходилось. Это был организационный период, когда рыбная промышленность области и промысловый флот только начинали формироваться.
Пионерск – приграничная зона. Нужно было четко отслеживать квадраты, в которых работали суда. За время работы здесь Валентине Дмитриевне пришлось поменять несколько должностей: сначала она была капитаном рыболовецкого катера, затем – старшим инженером отдела тралового флота, потом – заместителем капитана Пионерского порта и начальником навигационной камеры (которой не существовало, и Валентине пришлось самой ее создавать). Дальше ее перевели в Балтрыбтрест в Калининград на должность морского инспектора отдела флота, где создавалось первое управление экспедиционного лова.
Условия оказались очень непростыми: ведь в области попросту ничего не было, в том числе и жилья. Валентина руководила созданием отдела флота в Управлении экспедиционного лова. Суда стали призванием Валентины. Ее назначили в экспедиционный лов на судно СРТ «Варгуза» старшим помощником капитана, затем на судно такого же тоннажа – СРТ «308-Алазань», где Валентина уже была капитаном, потом в этой же должности – на транспортное судно «Корсаков».
Непростые задачи
В 1956 году Валентине предложили работу в Управлении экспедиционного лова в отделе безопасности мореплавания в должности старшего инспектора. В связи с пополнением крупного рыболовецкого и транспортного флота, а также разделением флота на транспортный и рыболовецкий, образовывалось новое управление. Поэтому нужны были опытные работники, которые создавали отделы. Валентину назначили главным штурманом базы рефрижераторного флота. Там она и проработала с 1956 года до пенсии. Перед ней стояли непростые задачи. «В мои обязанности главного штурмана входило один раз в год выходить в море, где работал флот нашего предприятия, для инспекторской проверки», – рассказывает Валентина Дмитриевна. – Районы, куда мы ходили на судах ТР «Ногинск», ПБ «Пионерск», ПБ «Иван Федоров», ПБ «Кронштадтская слава» с проверками, это Северо-западная Атлантика, берега Канады и Центральная и Восточная Атлантика, берега Африки».
Обязанности Валентины при дальнейшей работе в службе безопасности мореплавания Калининградской базы рефрижераторного флота состояли в обеспечении безопасного и безаварийного плавания. Это предусматривало правильный подбор и расстановку штурманского состава на судах, регулярную проверку знаний всего командного состава на право занимать должность, изучение штурманского состава, находящегося в резерве отдела кадров путем повышения знаний и практических навыков при проведении лекций и собеседований об особенностях плавания, а также проведение инструктажей капитанов и первых помощников о нововведениях международных постановлений и изменений в судоходстве и многое другое. Важную роль в воспитании и становлении молодых специалистов занимали руководители и специалисты отдела флота (служба безопасного мореплавания, которую возглавлял в то время Владимир Петрович Прелюдько, главный капитан и капитан дальнего плавания). Этим же важным направлением занималась и Валентина Дмитриевна – капитан дальнего плавания и главный штурман базы рефрижераторного флота.
Впечатлила с первой встречи
Стоит отметить, что и сегодня не все моряки могут сразу принять не то что женщину-капитана, а вообще женщину на борту. Будущий муж Юрий тогда ходил в море на БМРТ «Янтарь», Валентина проверяла и его. И первая встреча на БМРТ прошла по-деловому. После еще нескольких деловых встреч Юрий Семенович стал интересен Валентине Дмитриевне. А его Валентина впечатлила с первой встречи своей обаятельностью, живым умом и хорошим знанием морского дела.
Они прожили более 40 лет в браке и ни разу не поссорились. В тяжелые девяностые годы семья пережила перестройку. Юрий Семенович Маточкин, деятельный и компетентный человек, стал первым губернатором Калининградской области. И именно благодаря ему в Калининградской области был принят Закон об особой экономической зоне. В трудное время жители региона объединились под руководством Юрия Маточкина, смогли сохранить и укрепить экономику и социальную сферу области. В этом есть немалая заслуга Валентины Дмитриевны. Именно она поддерживала и вдохновляла супруга с полной отдачей трудиться на благо региона и всей необъятной России.
Несмотря на возраст, Валентина Дмитриевна по-прежнему остается настоящим капитаном. В ее квартире царит идеальный порядок и уют, который она поддерживает самостоятельно. А как еще может быть у капитана? Все памятные вещи и снимки находятся на своих местах, и поэтому ее светлая квартира (Валентина Дмитриевна любит пространство) кажется одновременно и музеем, и капитанской каютой. Она живет не только воспоминаниями. Эта гостеприимная и умная женщина поддерживает связь со старыми друзьями (правда, осталось их, к сожалению, немного) и радуется новым встречам и знакомствам.
Жизнь Валентины Дмитриевны подтверждает, что стать капитаном очень сложно, но возможно. Маточкина уверена, что главное – не опускаться до криков и при этом всегда быть с командой (как бы сложно это ни было), поддерживать ее, помня о том, как непроста работа моряков, и тогда команда ответит взаимностью.
Все сослуживцы-мужчины очень уважительно отзывались о Валентине. Ее называют «штурманской мамой», под ее внимательным взором выросли многие известные капитаны. А еще она отстаивала права ветеранов рыболовецкого промыслового флота и всегда заботилась о сохранении престижа морской профессии. Валентина Дмитриевна внесла свой вклад не только в развитие флота. Балтийский казачий хутор удостоил Валентину Дмитриевну званием почетного хуторянина за искреннюю заботу и бескорыстную помощь в развитии самобытной казачьей культуры и искусства с правом ношения холодного оружия (шашки).
По материалам «Морской журнал Калининград»
Наверх