07.03.2018

Разделение профессий на мужские и женские – устаревший штамп

Когда-то давно на флоте была примета: мол, женщина на корабле – это к несчастью. Однако время опровергало это заблуждение. Женщина-капитан дальнего плавания, женщина-командир отделения морской пехоты – и торговый, и военный флот знают множество примеров, когда стихия покорялась морячкам. Именно в их честь Центральный военно-морской музей (ЦВММ) в Петербурге 7 марта открыл выставку «Женщины и море». Она демонстрирует, что уже больше века работа на флоте не является исключительным правом мужчины, а значит, мнение о разделении профессий по гендерному признаку – неактуальный постулат, место которому разве что в музее. 

Роль женщины для российского флота особенно уникальна. Ещё в XVIII веке Екатерина II, морское мундирное платье которой представлено в экспозиции, понимала, что величие державы во многом зависит от морского могущества. Императрица провела ряд преобразований на флоте, результатом чего стали многочисленные морские победы в войнах с Турцией и Швецией. 

Ещё одна представительница императорского дома, великая княжна Ольга Константиновна, портрет которой можно увидеть на выставке, дочь генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича, знала и любила море. Она стала единственной в мире женщиной-адмиралом флота (правда, почётным – этот титул ей пожаловал Александр II за страсть к флоту), а также была шефом личного состава крейсера «Адмирал Макаров». 

Часто жёны шли в море вслед за мужьями: во время Великой Северной экспедиции 1733–1743 гг. начальника одного из отрядов Василия Прончищева сопровождала его молодая жена Татьяна, что стало первым подобным случаем в истории великих арктических экспедиций. Не боялись женщины и сражений: во время русско-шведской войны на небольшом 24-пушечном коттере «Меркурий» вместе с капитан-лейтенантом Романом Кроуном на борту была его жена Марфа, которая во время боя перевязывала раненых. 

О том, что женщины могут не просто сопровождать мужей, но также работать и служить в море, впервые заговорили в начале XX века. В 1908 году русский гидрограф, полярный исследователь Георгий Седов издал в Петербурге брошюру «Право женщин на море». В ней говорилось о необходимости поощрять женщин в морском специальном образовании; допускать их свободное пребывание на торговых судах; признавать за ними право на командование морскими торговыми судами. 

Навсегда вписаны в историю нашей страны имена женщин, которые во время Второй мировой войны наравне с мужчинами боролись в тылу и на фронте: Евдокии Завалий – командира взвода морской пехоты; Нины Соколовой – единственной в мире женщины-тяжёлого водолаза, по предложению которой для снабжения блокадного Ленинграда жидким топливом по дну Ладожского озера проложили трубопровод; Екатерины Деминой (Михайловой) – санинструктора и разведчицы морской пехоты; Галины Петровой – медсестры батальона морской пехоты; Александры Донченко – кораблестроителя, в годы блокады Ленинграда разработавшей проект морского бронированного охотника и ставшей единственной в СССР женщиной, окончившей Военно-морскую академию. Внесла вклад в победу и первая в мире женщина-капитан дальнего плавания Анна Щетинина: суда под её командованием во время бомбёжек эвакуировали население Таллина и перевозили стратегические грузы на Балтике.   

Выставка, где представлены личные вещи, одежда, фотографии, документы и награды женщин-моряков, продлится до 10 июня 2018 года.


По материалам Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

↑ 

Наверх