06.03.2018

Борис Вилькицкий – первый русский мореплаватель, покоривший Севморпуть

Первое в истории плавание Северным морским путем с востока на запад и последнее значительное географическое открытие на земном шаре – обнаружение архипелага Северная Земля – эти заслуги принадлежат одному человеку, Борису Андреевичу Вилькицкому. Он был русским морским офицером, гидрографом, геодезистом, а современники отзывались о нём, как о «чистом, как хрусталь» человеке. Благодаря его экспедициям удалось собрать уникальные данные о течениях, ледовой обстановке, климате и магнитных явлениях Арктики. Сегодня, 6 марта, исполняется 57 лет со дня смерти этого выдающегося человека, чьи исследования помогли изучить Северный морской путь – самую перспективную транспортную артерию России.

Вилькицкий родился 22 марта (по старому стилю) 1885 года в семье капитана Андрея Ипполитовича Вилькицкого – выдающегося гидрографа, полярного исследователя, создателя и первого руководителя Главного гидрографического управления России. «Бобочка», как называли в детстве Бориса, пошёл по стопам отца: в 1897 году поступил в Морской кадетский корпус. По воспоминаниям преподавателей, учился он неохотно, но несмотря на это, морская наука давалась ему легко. Вилькицкий окончил учебное заведение накануне Русско-японской войны, в которой он принимал участие в чине мичмана на кораблях эскадры Тихого океана и был ранен в грудь пулей навылет во время боёв за Порт-Артур. 

После войны он поступил в Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу (штурманская специализация), окончил её в 1908 году и был произведён в чин старшего лейтенанта. Через два года правительство учредило «Гидрографическую экспедицию для исследования Северного Ледовитого океана от Берингова пролива до устьев реки Лены». За первые три года работы экспедиции на транспортах «Таймыр» и «Вайгач» была выполнена детальная гидрографическая опись огромной территории – от мыса Дежнёва до устья Лены. Борис Вилькицкий, занимавшийся в эти годы геодезическими работами на Балтийском море и Дальнем Востоке, горел желанием присоединиться к изучению Севера. И в 1913 году его назначили командиром «Таймыра» и помощником начальника экспедиции, которого он вскоре сменил. 7 августа 1913 года экипаж «Таймыра» обнаружил к востоку от о. Новая Сибирь неизвестный ранее остров, его назвали в честь Вилькицкого-старшего. 19 августа «Таймыр» и «Вайгач» достигли мыса Челюскин, но подойти к нему не смогли из-за сплошного льда, стоявшего у берега. Борис Вилькицкий принял смелое решение обойти торосы с севера. Найти проход на запад не удалось, но маневр неожиданно привел к географическому открытию: экспедиция обнаружила архипелаг, названный позднее Землёй Императора Николая II (ныне – Северная Земля). Это стало последним значительным географическим открытием в мире. За свои заслуги Борис Вилькицкий в 1914 году был зачислен в свиту Его Величества. Адмирал Иван Григорович писал об этом: «В награду за... труды и за невозможностью дать ему ни чина, ни орденов он был сделан флигель-адъютантом, и я могу сказать, что из всех морских чинов, носящих это звание, это единственный чистый, как хрусталь, человек, далекий от интриг и желания сделать карьеру, он остается таким, каким он был, – идейным и честным работником».

В течение следующих двух лет во время первого сквозного плавания по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск был открыт остров Новопашенного (ныне — о. Жохова), а также остров, получивший впоследствии название в честь Цесаревича Алексея (ныне – Малый Таймыр). 

Исследовательскую деятельность Бориса Вилькицкого прервала Первая мировая. Он был назначен командиром эсминца «Летун», принимал участие в операциях флота на Балтийском море. За удачную постановку минного заграждения в 1916 году у неприятельских берегов Вилькицкий был награждён одной из высших военных наград Российской Империи – Георгиевским оружием. А дальше грянули резкие перемены… Сотрудничать с новой властью, пришедшей в октябре 1917-го, Вилькицкий не считал для себя возможным. Он стал участником Белого движения на Севере России. В 1918-1919 гг. ему даже удалось продолжить свою экспедицию (правда, в значительно меньшем масштабе – лишь в западном секторе Арктики). А зимой 1920 года, будучи уже контр-адмиралом, Борис Вилькицкий покинул страну.

Находясь за рубежом, Вилькицкий продолжал интересоваться проблемами русского Севера, высказал ряд конструктивных предложений по организации судоходства по так называемому Карскому морскому пути. В 1923 и 1924 годах по приглашению внешнеторговых организаций СССР участвовал в подготовке и проведении 3-й и 4-й Карских товарообменных экспедиций, был начальником морской части этих предприятий, обеспечил успешный переход больших групп транспортных судов и грузовые операции. Вскоре Борис Вилькицкий оставил гидрографию, море и жил как скромный бухгалтер и преподаватель русского языка в Брюсселе. Умер он 6 марта 1961 года.

В честь Бориса Вилькицкого и его отца названы девять топонимов на карте Арктики, самый знаменитый из которых – пролив между Таймыром и Северной Землей. Имя русского первооткрывателя увековечено и в названии арктического газовоза, который в ноябре 2017 года впервые вошёл в акваторию Северного морского пути. Судно обладает уникальными параметрами: длина 299 м, ширина 50 м, энергетическая установка состоит из шести дизель-генераторов общей мощностью 60 000 Квт, гребные движители – три Азипода общей мощностью 45 000 Квт. На теплоходе имеется кормовая ходовая рубка для движения в тяжёлых льдах кормой вперед, что повышает ледопроходимость. «Борис Вилькицкий» предназначен для транспортировки российского сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал-СПГ». Работа судов на Севморпути была бы невозможна сегодня без изучения Арктики, которым занимались исследователи прошлых веков, в том числе и Борис Вилькицкий.

По материалам Википедии и «Российской газеты»

↑ 

Наверх