02.03.2018

С колдоговором задолженность морякам не грозит

В Российский профсоюз моряков часто поступают обращения от членов экипажей, которым работодатель задерживает зарплату. Порой недобросовестные судовладельцы обещают выплатить всю сумму в ближайшие месяцы, но этого всё не происходит, и в итоге накапливаются внушительные задолженности перед экипажем. О том, что следует делать в таком случае и как избежать проблем, рассказал юрист Балтийской территориальной организации РПСМ Дмитрий Иванов.

– Если моряк работает по условиям коллективного договора, то его шанс остаться без зарплаты практически равен нулю, – говорит Дмитрий Иванов. – Однако далеко не все трудятся у ответственных судовладельцев, и в такой ситуации я могу посоветовать заранее позаботиться о том, чтобы обезопасить себя от трудового конфликта. 

Во-первых, когда моряк нанимается на судно без колдоговора, ему нужно тщательно проверить индивидуальный контракт. Когда документ состоит всего из одной странички, ни о каких нормальных условиях работы не может идти речи. В договоре обязательно должны быть указаны срок его действия, условия труда на рабочем месте; размер зарплаты и способ её расчёта; режим рабочего времени и времени отдыха и другое – чем больше деталей, тем проще будет отстоять свои права в трудовом конфликте. 

Во-вторых, перед наймом нужно либо зайти в отделение РПСМ и получить консультацию о работодателе (даже если моряк не член профсоюза, ему постараются помочь советом), либо поискать информацию в интернете, поспрашивать коллег. Если за компанией закрепилась репутация неплательщика, лучше поискать другое место. 

Но бывают случаи, когда в общем-то добросовестный работодатель вдруг не переводит зарплату за очередной месяц.

– В данной ситуации сразу паниковать не стоит. Имеет смысл выждать примерно полтора месяца, если за это время деньги так и не перечислят, вот тогда уже нужно «бить тревогу», – говорит Дмитрий Иванов.

Для начала юрист рекомендует написать заявление в компанию с подробным изложением претензий и передать его через капитана или агента. Если мирно разрешить спор не удалось, тогда в ближайшем порту захода нужно написать жалобу на имя капитана порта, которую тот обязан рассмотреть и принять меры по урегулированию претензий. Как правило, в такой ситуации портовые власти ставят компанию в известность, что не выпустят судно в рейс, пока задолженность перед экипажем не будет погашена. В большинстве случаев это становится действенной мерой для судовладельца. 

Однако если это не сработало – капитания не стала накладывать ограничений или судовладелец по-прежнему не выполняет своих требований, нужно обратиться в профсоюз или к местному инспектору ITF. Моряки, работающие под российским флагом, могут обратиться в транспортную прокуратуру по месту нахождения судна или по месту его регистрации. Причём когда задолженность превышает три месяца – это уже повод для возбуждения уголовного дела о невыплате зарплаты. Параллельно можно подать иск о взыскании задолженности в суд по месту стоянки/регистрации судна/юридическому адресу компании. Экипаж также может потребовать арестовать судно, пока задолженность не будет погашена.

– Важно помнить, что в случае судебного разбирательства суд будет ориентироваться на ту сумму, которая указана в индивидуальном контракте. Поэтому если моряку обещают, что будут платить больше, чем указано в договоре (уходя таким образом от налогов), нужно отдавать себе отчёт, что в случае трудового конфликта можно будет взыскать с работодателя только те деньги, которые указаны в документе, – говорит Дмитрий Иванов.

В случае, когда судно ходит под иностранным флагом и деньги перестали платить, пока моряк находится в другой стране, он должен – опять же – обратиться в профсоюз либо к инспектору ITF. В этом случае моряку объяснят, как поступить в его конкретной ситуации, и посоветуют адвоката, который сможет подготовить грамотное обращение в суд. Важно помнить, что если моряк не состоит в профсоюзе, ему придётся оплачивать издержки на юриста самостоятельно. 

↑ 

Наверх