21.02.2018

Знай не только права, но и обязанности

Коллективный договор  ITF – это документ, где прописаны не только права моряков, но и их обязанности. Членам экипажей следует знать об этом, чтобы не пришлось удивляться последствиям своих поступков. Так, колдоговор предусматривает, что судовладелец может прекратить найм моряка вследствие серьёзного невыполнения им своих обязанностей. Более того, у компании есть право возместить ущерб, понесённый в связи с проступком (т.н.  misconduct), за счёт зарплаты или расходов на репатриацию провинившегося. О том, как судовладельцы пользуются этим правом, рассказывают представитель Калининградской региональной организации РПСМ.

По словам председателя КРО РПСМ Вадима Мамонтова, некоторые судовладельцы даже создают специальный фонд на случай «косяков» со стороны наёмных работников, не всегда легальный. Например, германская компания Format Shipping Co внедрила совсем экзотичный способ: работавший там старпом рассказывал, что перед вступлением в должность его попросили внести в судовую кассу тысячу евро. Причём это требование было озвучено без обиняков прямо в ходе собеседования по скайпу. Он согласился, а через месяц, когда он списывался досрочно, «депозит» благородно вернули.

И всё же, обычно компании, имеющие договор  ITF , правом на возмещение ущерба не пользуются. Даже если моряк совершил небрежность, его просто тихо и мирно списывают и рассчитывают без штрафных санкций. В редких случаях ограничиваются заметкой в формуляре «не подлежит дальнейшему трудоустройству в компании». 

Но бывают ситуации, когда моряк не просто не признаёт себя виновным, но ещё умудряется требовать с судовладельца компенсацию. Подобный случай произошёл с нашим соотечественником, который работал капитаном на сухогрузе под удобным флагом.

– При заходе в датский порт судно село на грунт прямо в гавани. Местные власти оформили задержание теплохода по всей форме, капитан порта заявил, что причиной инцидента стал человек, который не учёл силу ветра и не успел отдать якорь. После этого судовладелец из Риги немедленно расторг контракт с русским капитаном, признав его виновным в происшествии, – рассказывает Вадим Мамонтов. – Компенсировать ущерб решили за счёт средств на репатриацию и зарплаты моряка. Тут-то история могла бы и закончиться, да вот только капитан отказался признать себя виноватым. Он вызвал на борт инспектора  ITF , который помог ему добиться выплаты зарплаты и оплаты авиабилета домой. Но на этом моряк не остановился. Он связался с местной газетой и сообщил свою версию происшедшего. Мол, вход в гавань оказался слишком узким, а зона для маневра была ограничена большой баржей, а потом внезапно подул сильный ветер, и при отдаче якорь неожиданно не смог удержать судно. Короче, он не виноват, это всё волны, ветер, чайки и судно. 

Причём спустя две недели с момента происшествия бывший капитан стал требовать с компании компенсацию за досрочное прекращение трудовых отношений (хотя списание по причине того самого misconduct не предусматривает нотиса). И – самое прекрасное – заявил претензию на получение какой-то премии «за безлоцманскую проводку судна». Капитан хорош, ничего не скажешь: благодаря его «услуге» судно оказалось на грунте, компания получила штраф, а он знай себе – требует всё больше и больше.

Конечно, никакой премии ему не выписали. Спасибо, что вообще рассчитали. Но бывают и другие судовладельцы, они-то морякам «косяков» не прощают.

По материалам КРО РПСМ

↑ 

Наверх