20.02.2018

Стремление к социальной справедливости – одна из главных миссий

Сегодня, 20 февраля по всему миру празднуется День социальной справедливости, который был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 года и призывает устранять барьеры, возникающие перед людьми в силу их пола, возраста, расовой, этнической или религиозной принадлежности, культуры или наличия инвалидности. Не обошел этот вопрос и судоходную отрасль: насилие и гендерная дискриминация, нарушение трудовых и социальных прав, использование рабского труда – все эти проблемы так или иначе встречаются на судах мирового флота.

Ежедневно Российский профсоюз моряков получает десятки обращений от моряков в связи с задержками выплат заработной платы, отсутствием еды и питьевой воды на борту.

– Недобросовестные работодатели плюют на нужды своих моряков ради дополнительной прибыли. Чаще всего такие ситуации происходят на судах под удобными флагами. Именно поэтому РПСМ ведет коллективные переговоры и заключает колдоговоры с судовладельцами – только так можно гарантировать морякам полное соблюдение их трудовых и социальных прав, – отмечают в РПСМ.

Помимо этого эксперты РПСМ по-прежнему ведут диалоги по регулированию трудовых отношений с представителями органов власти. Эта деятельность остаётся неизменным и важным элементом работы профсоюза. Её результатами становятся повышение уровня зарплат членов экипажей судов под российским флагом, усиление контроля за занятостью моряков, включая пресечение «теневых» отношений, обеспечение прав российских моряков, работающих в том числе на иностранных судах, в соответствии с Конвенцией о труде в морском судоходстве (MLC-2006). Последним из самых весомых достижений стало подписание Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2018-2020 годы, которое позволит тщательнее контролировать социально-трудовые отношения в отрасли.

– Гораздо реже к нам обращаются в связи с проявлениями дискриминации или насилия. В первую очередь моряков пугает вероятность усугубить ситуацию или же наоборот попросту не быть услышанными. Однако профсоюз стремится защищать интересы всех без исключения моряков. Так, среди инициатив РПСМ – предложение к Минтруда пересмотреть «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», – отмечают в РПСМ.

Найти в себе силы и побороться за право работать по любимой специальности смогла Светлана Медведева из Самары – в течение 5 лет она добивалась от Самарского речного пассажирского пароходства (СРПП) возможности работать мотористом-рулевым.  Руководство СРПП мотивировало свой отказ пунктом 404 части XXXIII Перечня: по результатам аттестации место моториста-рулевого в компании не соответствовало санитарным требованиям по параметрам шума. Судебные тяжбы затянулись, за это время Светлана успела обратиться в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН, который постановил, что государственный запрет работы на морских и речных судах – это нарушение прав женщин. И только недавно Самарский областной суд признал приоритет международного права над постановлением Правительства РФ N 162, что создало судебный прецедент, который позволит другим женщинам, желающим устроиться по специальности из Перечня, оспорить упомянутое постановление в Конституционном суде РФ. 

↑ 

Наверх