13.02.2018

Изменят ли новые технологии моряков будущего?

Стремительное изменение судоходной отрасли в области технологий диктует свои требования к морякам. Программы обучения должны идти в ногу со временем, но как именно они будут меняться и как повлияют на будущее поколение моряков? Некоторые эксперты считают, что упор в подготовке кадетов нужно делать на их технологическую подкованность, другие убеждены, что важнее развивать лидерские качества. Как бы то ни было специалисты сходятся в одном: изменения неизбежны. 

Стивен Коттон, Генеральный секретарь ITF

«За время своего существования морская отрасль претерпела значительные изменения. Сегодня существует огромное разнообразие компьютерных тренажеров и симуляторов, которые помогают морякам быстро обучаться в условиях современного мира. Мы предполагаем, что это именно та область, где будет наблюдаться потенциальный рост и дальнейшие преобразования. Я бы сказал, что формы и методы обучения в будущем должны измениться. Сейчас люди по-другому стали запоминать информацию, в программах подготовки появился элемент игры. Отрасли необходимо прислушаться к изменениям и стать частью этих процессов». 

Кейт Д. Адамсон, футуролог и исполнительный директор компании Futurenautics, занимающейся исследованием и прогнозированием будущего морской индустрии

«Когда речь заходит о подготовке моряков, я думаю, все мы должны понимать, что цифровые технологии изменят правила игры. Понадобятся новые и более разнообразные навыки, но главное – появится возможность персонализированного образования. Применение таких технологий, как игрофикация, позволит достичь варианта так называемого «персонализированного маркетинга». Мы можем создать систему обучения, которая будет разработана исключительно под каждого индивидуума. У этой области огромные возможности, нужно только суметь правильно ими воспользоваться».

Александр Авант, Специалист по перспективам образования, консалтинговая компания Dare Disrupt

«Я думаю, что обучение членов экипажей должно опираться на сферу НТИМ – науки, техники, инженерии и математики. Цифровые технологии требуют,  чтобы у вас были определённые знания в этих областях. С другой стороны важно, чтобы люди, особенно работающие в море, обладали навыками философского подхода к жизни, ведь нельзя полностью полагаться на технологии, которые все делают за нас, нужно относиться к ним критически».

Бьярк Якобсен, совладелец кадрового агентства Грин-Якобсен (Дания)

«На мой взгляд, нужно уделять больше внимания воспитанию таких качеств, как лидерство и межличностная коммуникация. Уже сейчас мы сталкиваемся с проблемами, вызванными отсутствием хороших руководителей. Если в отрасли, в компании, на судне будут лидеры – любые трудности не страшны. 33 года назад, когда я заканчивал академию, не было и речи о таких тренингах, как управление персоналом, а ведь они очень полезны. Обучение лидерству – это осознание сильных сторон, слабостей, развитие самосознания. Именно навыки межличностного общения, по моему мнению, смогут что-то решительно изменить».

Станут ли в будущем делать упор на развитие лидерских качеств моряков или уделят внимание повышению их технологических знаний, несомненным остаётся одно: сама профессия на фоне стремительно развивающегося прогресса никуда не исчезнет.

– Техники на судах с каждым годом будет становиться всё больше, как и информации, которую должны обрабатывать моряки во время рейса. Прогресс не остановить, это абсолютно точно, но главным всё равно останется человек, – отмечает председатель Петербургской первичной профсоюзной организации Российского профессионального союза работников морского транспорта (ППО РПРМТ) Сергей Гуляев. – Моряк как навигатор, который ведёт судно, никуда не денется. Хотя бы потому, что теплоход может попасть в шторм, и принимать решение о том, что в таком случае делать, должен человек. Искусственный интеллект, конечно, может дать совет, но он не заменит штурмана с его глазами, опытом и интуицией. Я думаю, что в ближайшие десятилетия ни один даже самый быстрый компьютер не сможет стать полноценной заменой человеческому разуму. Современные программы обучения, тем не менее, будут меняться. Они уже насыщены информационными технологиями, многие расчёты выполняет техника, но управляет ею по-прежнему человек. 

↑ 

Наверх