08.02.2018

Эра автономных судов ещё далеко

Внедрение беспилотных транспортных средств в морскую индустрию сопряжено с рядом проблем как для инвесторов, так и для регуляторов судоходной деятельности – об этом говорится в докладе юридической фирмы Clyde&Co, специализирующейся на морском праве. По словам экспертов, действующие международные правила регулирования судоходной деятельности охватывают только суда с экипажами и на разработку новых требований потребуется много времени.  

– Прежде чем автономные или беспилотные суда начнут выполнять коммерческие перевозки, необходимо преодолеть серьёзные юридические препятствия, – отмечает правовой эксперт Clyde&Co Даниэль Перейра. – Должны ли эти суда подчиняться тем же правилам, что и морские транспортные средства с экипажем на борту? Или их нужно отнести к другой категории и разработать собственные нормы и правила?

И это не единственные вопросы, на которые отрасль не может предоставить ответы. Одним из условий готовности судна к плаванию является надлежащая укомплектованность его экипажа. Но как быть, если людей на борту нет? И кто будет ответственным, если произойдёт авария? Международные правила предупреждения столкновений судов требуют присутствия на мостике вахтенного офицера-судоводителя. Сторонники беспилотных судов пока не могут объяснить, каким образом будут выполняться функции вахтенного офицера. 

– Предполагается, что если коммуникационные системы на дистанционно управляемых судах будут обеспечивать мгновенную связь, то функции вахтенного офицера теоретически могут быть переданы оператору на берегу при условии, что он имеет необходимую подготовку, – говорит Дэниэль Перейра.

Но тогда возникает вопрос о роли капитана судна: его функции взять на себя кто-то другой не может, ведь существенная часть обязанностей капитана выходит за рамки судовождения. Например, юридические обязанности, налагаемые на капитана в соответствии с международными конвенциями и правилами, установленными государствами флага и портами, которые оператор на берегу выполнить не в состоянии. 

Кроме того, экипаж обязан оказывать помощь терпящим бедствие, а сделать это на беспилотном судне не получится, а значит – будет нарушено морское право. Максимум , что можно будет сделать в такой ситуации: проинформировать об инциденте поисково-спасательные службы. 

К тому же, идея автономных судов хоть и привлекательна для компаний, но вот для моряков это означает потерю рабочих мест. Правда, в РПСМ отмечают, что волноваться пока рано.

– Если переход на автономные суда и произойдет, то очень нескоро. В первую очередь это связано с вопросами безопасности: компьютерной и физической. Только персонал, находящийся на борту судна, способен верно оценить ситуацию и принять решение о совершении того или иного маневра. К тому же, любое судно, находящееся в открытом море без экипажа на борту, считается бесхозным. А на урегулирование правовых вопросов в рамках судоходства по всему миру может уйти не один десяток лет, – говорят в Российском профсоюзе моряков.

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх