01.02.2018

Гендерное неравенство должно остаться в прошлом

По состоянию на 2017 год, женщины в России получают на 26% меньше мужчин. Такие данные привела вице-премьер правительства Ольга Голодец во время заседания координационного совета при Правительстве РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы. Эти цифры – пример гендерного неравенства, которое до сих пор существует в России. Конечно, это средний по стране показатель, и конкретно морской отрасли не касается. По словам юриста Балтийской территориальной организации РПСМ Людмилы Падубоцкой, женщины, работающие на судах, получают наравне с мужчинами согласно шкале зарплаты, которая рассчитывается в зависимости от должности. Но существует другая проблема: женщинам-морякам очень тяжело строить карьеру.

Ни для кого не секрет, что женщины на флоте – по-прежнему редкость для многих стран. Россия не исключение: очень мало судовладельцев готовы брать их на работу на должности судоводителей и тем более механиков. К редким исключениям относится, например, «Совкомфлот». Но это  компания мирового уровня, и не каждый может попасть туда. А вот более мелкие работодатели с сомнением смотрят на женские кандидатуры, искренне задаваясь вопросом: «а что девушки забыли на судне?» То, что они проходили те же образовательные программы, что и юноши, имеют такой же плавательный стаж, позволивший им получить рабочий диплом, работодателей мало волнует. И ладно бы это было просто предвзятое отношение, но ведь в России действует постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Некоторые компании прямо ссылаются на него, отказывая женщинам в работе. Так произошло со Светланой Медведевой, о которой Российский профсоюз моряков неоднократно писал на своём сайте. Самарское речное пассажирское предприятие (СРПП) отказало ей в работе моториста-рулевого, ссылаясь на «Перечень». Светлана опротестовала решение в суде и после многократных заседаний Самарский областной суд всё-таки признал сторону Медведевой и постановил, что международное право, в частности, Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин имеет наивысшую силу, и Россия как член ООН должна ориентироваться на Конвенцию. Таким образом, в российской судебной практике был создан прецедент, к которому могут обращаться другие женщины, если их права на профессию пытаются дискриминировать по такой же схеме.

В других странах женщины тоже сталкиваются с препятствиями в карьере. Если посмотреть на мировую статистику, то женщины в принципе составляют 39,3% рабочей силы, а в морской отрасли – всего 2%. На проблему неоднократно обращали внимание международные организации. Так, Международная благотворительная организация моряков (ISWAN), Международная ассоциация женщин в судоходстве (WISTA) и одна из крупнейших в мире компаний в области комплексного обслуживания судов Anglo-Eastern Group недавно выпустили буклет о важности гендерного разнообразия на торговых судах по всему миру. В нём рассказывается о том, с какими сложностями приходится сталкиваться женщинам-морякам, включая сексуальные домогательства, издевательства и негативное отношение со стороны коллег-мужчин. Авторы буклета призывают обратить внимание на то, что проблема до сих пор остро стоит в отрасли и её необходимо решать усилиями всех сторон.     

– Судоходной индустрии предстоит еще долгий путь к гендерному равенству. Необходимы совместные действия общественности и профсоюзов, направленные на изменение поведения и отношения к существующей проблеме. Судовладельцы, в свою очередь, должны создавать все необходимые условия для комфортной работы. Только в этом случае отрасль сможет сдвинуться с мёртвой точки и оставить необоснованные стереотипы в прошлом, – уверены в Российском профсоюзе моряков.

↑ 

Наверх