31.01.2018

Сквозь тернии к звездам: как девушка-моторист осуществила свою мечту

Несмотря на то, что в России действует постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», некоторым девушкам все же удается строить карьеру в море. Так, свою мечту осуществила Ольга Джавадова – моторист-рулевой танкера «ТО-1543». Правда, для этого ей пришлось пройти серьезные испытания и на каждом шагу доказывать окружающим, что она может выполнять свои обязанности не хуже мужчин.

Изначально Ольга мечтала о профессии инженера-гидротехника, но в речном училище города Рыбинска (откуда Ольга родом) в год ее поступления группу по такой специальности не набрали, и педагоги предложили пойти на судоводителя, отучиться годик и перевестись. Однако профессия настолько понравилась Джавадовой, что она решила остаться. Учиться в мужском коллективе поначалу было непросто. Но Ольга достигла заметных успехов и подружилась с сокурсниками. Параллельно она решила поступить на вечернее отделение и освоить профессию судового механика.

В первую практику Джавадова отправилась на пассажирский теплоход «Александр Грибоедов». Старший механик, правда, там оказался очень суеверным и в машинное отделение молодую девушку не пустил. Всю практику морячка вместе с другими членами команды драила палубу, убирала каюты… Как призналась Оля, несмотря ни на что, первый рейс окончательно убедил ее в правильности выбора своей стези.

Следующей остановкой на профессиональном пути стала работа в машинном отделении  огромного танкера «ТО-1543».

– Когда я прибыла на судно, вся команда была в некотором замешательстве. Как это, двадцатилетняя девушка – рулевой-моторист?!  Поначалу капитан попытался загружать меня работой, не связанной с моими прямыми обязанностями. Но быть на побегушках «принеси-подай» я не захотела. Пришлось доказывать команде, что мои знания и умения чего-то стоят. Ходила в навигации семь месяцев: мы перевозили нефть по реке Лене, выходили в море Лаптевых и прибрежные воды Северного Ледовитого океана, – рассказывает Ольга. – На вахте приходилось самой швартовать танкер и стоять у штурвала, но самая любимая работа была в машинном отделении — запускать дизели, следить за уровнем топлива, отслеживать работу насосов. Работа в урчащем сердце судна не для белоручек: там и запах, и шум, и грязь. Но команда быстро поняла, что и женщины могут быть неплохими мотористами. Когда мы вставали на швартовку в каком-нибудь порту, слух о девушке в «машине» разлетался очень быстро. Речники приходили специально на меня посмотреть и познакомиться.

В море Ольга нашла не только работу, но и любовь. Ее муж – второй штурман и имеет все шансы стать капитаном. Но реализация в личной жизни не отбила у нее желание работать судовым механиком и девушка намерена добиться еще больших успехов в своей профессии.

↑ 

Наверх