31.01.2018

Капитана делает опыт

Борис Текучев, капитан танкера «Тверской мост» ПАО «Новошип» – моряк в третьем поколении: один дед у него стармех, другой – моторист, отец – донкерман на «НС Конкорд», а дядя – капитан. Хотя в юности у Бориса и были крамольные мысли стать хирургом, но подвели оценки по биологии. Зато знания по математике и физике были выше всяких похвал. Что и говорить – наследственность! И тут уже никуда не денешься – на флот после успешного окончания Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова  Борис Текучев пришел в 2006 году, на танкер «СКФ Саяны». Свой первый рабочий день в должности молодой четвертый помощник запомнил очень хорошо.

– Это был вполне себе рутинный день для опытного моряка, но для меня тогдашнего – одно из самых ярких впечатлений в жизни, – вспоминает Борис Николаевич. – Мы вышли после погрузки на нефтегавани «Шесхарис» в открытое море и началась моя вахта. Ясный тихий день, видимость миль десять-двенадцать: в общем, навигационная обстановка самая благоприятная. Но в тот момент, когда я остался на мостике один, я вдруг понял, что  уже не за партой, что игрушки кончились и я стою за штурвалом стопятидесятитысячной махины. Такие мысли довольно резко меняют отношение к жизни.

На каждом этапе карьеры Борис встречал людей, которые направляли молодого специалиста в нужное русло. На «Петродворце», когда он  работал вторым помощником, таким человеком стал капитан Михаил Анатольевич Фаршаков, умело «растивший» специалистов для российского флота.

– Понимая, что неизбежно наступит время, и я из вторых помощников уйду в старпомы, он подбирал мне соответствующие задания, расширял тем самым мой кругозор, – рассказывает Борис Николаевич. – Тогда для меня открылась коммерческая сторона морского бизнеса, разграничение зон ответственности между судовладельцем и фрахтователем по доставке, погрузке, выгрузке и размещению груза.

Сейчас, когда  Борис Текучев стал капитаном, он может со знанием дела сказать: переход от должности второго помощника капитана к старшему – самый трудный. Для него это было именно так. В первый рейс старпомом он пошел в 2011 году на крупнотоннажном челночном танкере «Павел Черныш».

– Мы доставляли нефть по странам юго-восточной Азии. И почти сразу я почувствовал, насколько груз ответственности стал для меня тяжелее, чем в те дни, когда я впервые поднялся на мостик «СКФ Саяны», – вспоминает он. – Да и работы прибавилось, в первую очередь, за счет документооборота. Более плотное общение с грузовыми мастерами и сюрвейерами тоже потребовало определенных навыков. Здесь я должен сказать спасибо капитану Дмитрию Анатольевичу Павлову: благодаря ему быстро втянулся в обязанности грузового помощника.

Работа на судах новой серии – это были «бриджи» – дала будущему капитану еще больше новых полезных навыков.

– До этого я специализировался на линейных грузовых системах. А «бриджи» – это специфические суда с  нестандартным расположением танков, требующие особого грузового плана, – вспоминает Текучев. – На судне «Театральный мост» я трудился бок о бок с капитаном Сергеем Николаевичем Селезневым. Он самый большой мастер грузовых операций, которого я когда-либо встречал. И тем не менее, во время погрузки он предпочитает сам находиться в ПУГО, наблюдать за ходом операции.

Еще больше ценного опыта в профессиональный багаж капитана принесла дружба со стармехом Николаем Калмыковым и вторым механиком Игорем Конфино.

– Во время длинных переходов они всегда заняты плановым ремонтом грузовой системы, – рассказывает Борис, – и лишней паре рук, конечно, всегда рады. Вот я и вызвался им помочь в свободное время. Мой «бонус» при этом превзошел все трудозатраты: теперь за абстрактными показаниями каждого датчика в ПУГО я вижу конкретный участок  трубы, даже конкретный клапан в  грузовой системе и понимаю, как это работает.

Длительное время Борис Текучев работал на танкере «Торговый бридж», который возил нефтепродукты из восточной Африки в Азию. И хотя печально знаменитый пиратский регион около Сомали они задевали только  по касательной, воспоминания остались все равно не самые приятные.

– Всякий раз на борту чувствовалось напряжение, – рассказывает он. – Не удивительно:  вооруженная охрана на палубе, колючая проволока на леерах.  Все охранники – бравые русские ребята, как правило, с армейским опытом. Думаю, благодаря их присутствию нам не пришлось сталкиваться даже с самыми незначительными инцидентами.

В 2017 году Борис Николаевич  первый раз пошел в рейс в должности капитана. Этому предшествовали стандартные  тесты и собеседования, оценка на тренажерах в  центре «СКФ Новошип Тренинг» и даже личное собеседование в Москве с руководством – генеральным директором ПАО «Совкомфлот» Сергеем Франком и президентом ПАО «Новошип» Юрием Цветковым. Диплом и погоны капитана Текучев получил из их рук.

На танкере «Тверской мост» первые несколько недель его «наставником» был добрый знакомый – капитан Сергей Селезнев. Еще один «бонус» – ему досталась слаженная высокопрофессиональная команда, что очень важно в сложном регионе плавания (они работают как раз в таком: Малаккский пролив и Южно-Китайское море).

– Я не раз вспоминал, как на собеседовании в Москве Юрий Александрович Цветков спросил, не жалею ли я, что работаю на «малышах». Конечно же, нет.  В этом рейсе мне столько раз приходилось видеть, как какой-нибудь трехсоттысячник проходит Малаккский пролив: все от него шарахаются, а он спокойно продолжает идти по прямой. Однако при этом за один рейс на «малыше» в пятьдесят тысяч тонн дедвейтом можно такой навигационный опыт получить, какого на том же VLCC просто не будет за всю жизнь. Сейчас именно поэтому работа на таких судах, как «бриджи», для меня ценнее многих других. 

Источник: ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх