30.01.2018

Списки запрещенных для женщин профессий должны быть отменены

В 2018 году российские юристы и активисты подключились к кампании #AllJobs4allWomen, главная цель которой – добиться отмены списков запрещенных для женщин профессий и видов работ. Эта дискриминационная трудовая норма сохранилась с советских времен в ряде стран – Белоруссии, Азербайджане, Молдове, Украине и странах Центральной Азии. Так и в России до сих пор действует постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Перечень этот включает 456 видов занятости в 38 сферах, в том числе и судоходной.

Своей историей с активистами #AllJobs4allWomen поделилась девушка-судоводитель из Санкт- Петербурга:

– После долгих лет мытарств я устроилась работать на буксир в Санкт-Петербургском морском порту. Параллельно получала образование инженера-судоводителя в Морском колледже при ГМА им. адм. С. О. Макарова. В 2015 году меня вынудили уволиться, так как работа матросом оказалась «вредной для женщин». Отказ в работе исключительно по признаку пола в этом случае является дискриминацией, запрещенной Конституцией и трудовым законодательством РФ. Я получаю образование по специальности, а значит, по закону мне обязаны предоставить соответствующую работу, причем, в том регионе, где я проживаю. У нас на судне давно все по-современному: лебедки, кран, тяжелые работы выполняет ремонтная береговая бригада из цеха, так что я не поднимаю ничего тяжелее швабры и шариковой ручки, а ведь именно от тяжелых работ меня и охраняет это постановление. Я благодарна начальству, что его ко мне применили не сразу – это были самые счастливые двадцать месяцев моей жизни. Я не хочу звезд с небес или денег, я просто хочу обратно любимую работу, где я была на своем месте и справлялась со своими обязанностями. Я исправно платила налоги с зарплаты, а теперь посреди кризиса, зимой, перед сессией оказалась на улице и буду вынуждена подать на пособие по безработице. И кому в итоге от этого лучше?

С такой же проблемой в свое время столкнулась и судоводитель Светлана Медведева: морячка попыталась устроиться мотористом-рулевым в Самарское речное пассажирское пароходство (СРПП), но получила отказ. Руководство СРПП мотивировало свое решение пунктом 404 части XXXIII Перечня: по результатам аттестации место моториста-рулевого в компании не соответствовало санитарным требованиям по параметрам шума. Судебные тяжбы затянулись на долгие пять лет. За это время Светлана успела обратиться в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН, который постановил, что государственный запрет работы на морских и речных судах – это нарушение прав женщин. И только недавно Самарский областной суд признал приоритет международного права над постановлением Правительства РФ N 162, что создало судебный прецедент, который позволит другим женщинам, желающим устроиться по специальности из Перечня, оспорить упомянутое постановление в Конституционном суде РФ.

В Российском профсоюзе моряков считают, что возможность оспорить документ – это конечно победа, но в идеале список необходимо отменить или хотя бы пересмотреть: ограничения должны быть редкими и касаться исключительных тех ситуаций, когда использование женского труда может быть сопряжено с серьезным риском для здоровья. Но приоритетным всё равно должно оставаться право женщины решать, согласна она на эти риски или нет.

– Список запрещенных профессий — это отголосок тоталитарной советской системы, когда государство считало себя вправе принимать решение за человека, прикрываясь «благими» целями. Если профессии из этого списка вредны, то обязанность государства информировать о возможных последствиях и рисках, а право выбора всегда остаётся у нас самих, – выступила в поддержку кампании российский кинорежиссер Татьяна Чистова.

Профсоюз поднимал этот злободневный вопрос на VIII съезде РПСМ в ноябре 2016 года. Тогда делегаты приняли Резолюцию «О нарушении права женщин на труд по выбранному роду деятельности и профессии в отношении возможности их работы в качестве членов экипажей судов морского и речного флота», которая позднее была направлена в адрес Правительства РФ. Правда, никаких существенных мер предпринято до сих пор не было.

↑ 

Наверх