30.01.2018

Риски африканских удобных флагов

Т\х «Andromeda» под флагом Занзибара – полуавтономного острова у берегов Танзании, был арестован в начале января. При проверке на судне обнаружили 410 т нитрата аммония вместе с детонаторами, необходимыми для превращения химического вещества в мощную взрывчатку. Спустя несколько дней т\х «Kaluba» был задержан с грузом наркотиков весом в полторы тонны. Судно также оказалось зарегистрировано в Танзании. Оба случая – наглядный пример того, как могут быть использованы удобные флаги в худшем случае.

В связи с подобным скандалом президент Танзании Джон Магуфули подписал распоряжение о приостановлении регистрации иностранных судов и приказал проверить все 470 судов, плавающих под государственным флагом. Однако вряд ли это сильно изменит репутацию страны в судоходной отрасли: за несколько сотен долларов в год и без лишних вопросов кто угодно может зарегистрировать теплоход в танзанском регистре. В итоге государство получает доход, а владельцы судов – возможность регистрировать ржавые посудины и вести бизнес, порой нелегальный. А даже если перевозки вполне законные, очевидно, какие там условия труда: начиная от технического состояния теплохода и заканчивая зарплатой и социальными гарантиями моряков.

Ещё до скандала с перевозкой наркотиков и оружия танзанийский флаг оценивался Парижский меморандумом о взаимопонимании о контроле судов государством порта (Paris MoU) как флаг высокого риска. В этом списке находятся и другие "удобные" страны из Африки – Коморы, Конго и Того, где отношение к своим регистрам примерно одинаковое.

– Именно наплевательское отношение государства флага к контролю за судами делает так называемые flags of convenience привлекательным для недобросовестных бизнесменов, позволяя им нарушать права моряков, – отмечают в ITF. 

Конечно, далеко не под каждым удобным флагом столь удручающее положение дел, отмечают в Российском профсоюзе моряков. Те же Либерия или Панама, как правило, чутко реагируют на замечания портовых инспекторов и, несмотря на своё «удобство», находятся в «белом» списке Paris MoU. 

– Чтобы морякам не попасть к недобросовестному судовладельцу, сперва нужно узнать, есть ли на судне коллективный договор ITF. Если по каким-то причинам его нет, да ещё и флаг на самом «дне» WGB Llist – это веская причина, чтобы поискать другое место работы, – отмечают в РПСМ. 

↑ 

Наверх