30.01.2018

На гребне волны, на гребне успеха

Судоходная компания ПАО «Новошип» (Новороссийское морское пароходство) отпраздновала 51 день рождения. Славная история НМП началась, когда больше полувека назад порт приписки Новороссийск принял сразу 115 крупнотоннажных танкеров с многотысячным коллективом моряков и штатом управления в 118 единиц персонала. Пароходство практически сразу стало одним из градообразующих предприятий. Вместе с ним рос и сам Новороссийск.

Так, первый начальник пароходства Орест Александрович Сычеников заказал инженерам-строителям проекты гостиницы «Бригантина», поликлиники и больницы моряков, Дворца моряков, мореходной школы и высшего морского училища, базы техобслуживания флота, складов «Торгмортранса», 13-этажного здания управления пароходства, нефтегавани на Шесхарисе, детских садов, базы отдыха, а самое главное – жилых домов в районе Малой Земли.

– Когда образовалось Новороссийское морское пароходство, у нас даже помещения не было. Мы все брали в аренду у порта или размещались на первых этажах многоквартирных домов. Чтобы установить кондиционеры, нам приходилось просить разрешения в министерстве, такие были порядки, хотя мы были градообразующим предприятием, – делится воспоминаниями бывший вице-президент по безопасности флота Геннадий Николаевич Федченко. – Тогда и были заложены основы НМП. С другими пароходствами произошли разные перипетии: пропали Балтийское и Черноморское, другие пароходства развалились, а Новороссийское и сейчас в числе ведущих в России.

Сычеников выбивал средства на строительство новых нефтевозов в Японии, Италии, Югославии, Финляндии. Так появились красавцы – большегрузы «Ленинакан», «Ленин», «Прага», «Леонардо да Винчи», «Джордано Бруно», «Галилео Галилей» и многие другие. За ними пришли первые отечественные супертанкеры типа «Крым» на 150 тысяч тонн. «Профессиональных моряков не хватало, и тогда по всем кубанским станицам мы послали гонцов с призывом: «Землепашцы! Становитесь пахарями морей!». Казаки нехотя покидали свои хаты, но, повидав диковинные страны, стали уже сами вербовать «чубатых» хлопцев», – вспоминал о пути становления пароходства Орест Александрович.

Именно Сычеников вывел Новороссийское пароходство на одно из первых мест в стране. А сам Орест Александрович считал главным итогом жизни создание мощного непотопляемого флагмана нефтефлота СССР. Уже в 1968 году суда пароходства посетили более 180 портов в 55 странах мира. 

– Как-то в первые рейсы капитаном танкера меня послали на Кубу возить патоку между кубинскими портами. Раньше этой работой занимались американцы, но тогда они Кубе объявили бойкот. Сахарные заводы уже затоварились сырьем, производство останавливалось, вот мы её и возили. Ни карт, ни лоций не было, но за три месяца ни одной аварии у нас не случилось. Однажды надо было пройти мимо американской базы Гуантанамо. И ни с того ни с сего американцы попытались меня остановить, даже погнались за судном. А я решил не подчиняться. Иду себе и иду в открытом море, ничего не нарушаю. Так и ушёл. Во всех газетах тогда написали, что танкер «Свердловск» незаконно пытались остановить. Таких испытаний много было, – рассказывает Геннадий Федченко.

Приключения с участием американцев выпали и на долю других моряков, работавших в НМП:

– Я более 40 лет ходил в море. Один раз мы чуть не утонули, второй – чуть не сгорели. На первой практике пошли во Вьетнам, так прямо в порту нас обстреляли американцы. Мы стояли у причала, а они обстреливали порт из крупнокалиберного пулемёта, и нас задевало осколками, – вспоминает старший механик Семён Георгиевич Труханов. – Ещё был случай, когда мы с Доминиканской Республикой дружили. Они нас приглашали радушно, но там были серьезные проблемы с преступностью. В порту Рио-Хайна я отошёл от судна метров на 50. Меня окружили человек шесть с ножом. Прямо на территории порта они собирались меня ограбить. Я попытался выбить нож, они хотели меня в шею ударить, но порезали руку. Охранник на судне это заметил – он с ружьём был – и спугнул их. Судно потом ушло, а я остался в больнице. Эти путешествия в Доминикану – дело очень хлопотное.

В 1987 году начальником Новороссийского морского пароходства стал Леонид Иванович Лоза. В непростое время, когда даже крупным компаниям было сложно выжить, Леонид Иванович сумел не только сохранить, но и приумножить танкерный флот, устоявший во время перестроечных «бурь». По инициативе Лозы в 1992 году была принята программа его обновления. Новые суда сформировали основу компании на пороге третьего тысячелетия. В честь Леонида Лозы назвали теплоход типоразмера «Суэцмакс». Танкеры этой серии – самые крупные по дедвейту в составе флота группы компаний СКФ, они способны одновременно перевозить три вида груза. При этом у них самый высокий класс экологической безопасности – Enviromental Protection.

Еще один переломный момент в истории Новороссийского морского пароходства наступил 20 июня 2007 года. В этот день произошла консолидация двух крупнейших российских компаний – ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Новошип». Объединение государственных активов, единая система технического менеджмента в управлении флотом и единая система кадров – всё это в разы повысило эффективность объединённой танкерной судоходной компании, одной из пяти крупнейших в мире. Очередным подтверждением правильности выбранного курса стали почётные награды, которые ПАО «Новошип» получило в октябре 2016 года. На III Международном финансовом форуме в Сочи компанию признали «Лучшим предприятием года», а президент ПАО «Новошип» Юрий Цветков стал лауреатом премии «Золотой статус» в номинации «Лучший руководитель года». По сей день пароходство ценит и поддерживает морские традиции и преемственность поколений:

– Я был первым моряком в семье, по моим стопам пошёл сын. Он окончил нашу высшую мореходку, стал главным технологом пароходства. Внук мой сейчас – старший помощник капитана. А внучка окончила морскую академию и занимается перевозкой грузов. Так что вся моя семья – моряки, – говорит бывший механик Александр Иванович Столпец, которому довелось поработать на судах «Казбек», «Лисичанск», «Леонардо да Винчи», «Маршал Будённый» и «Маршал Гречко».

Источник: ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх