29.01.2018

Безопасность мореплавания улучшилась, но аварии неизбежны

Недавний разлив нефти с затонувшего танкера «Sanchi» стал шестым по величине за всю историю и самым крупным за 27 лет. В результате катастрофы все 32 члена экипажа погибли, а в воды Восточно-Китайского моря попало 136 тыс. т конденсата. Такие данные обнародовала Международная федерация владельцев танкеров по предотвращению загрязнений (ITOPF). Как отмечают эксперты, несмотря на то, что подобных аварий с каждым годом становится меньше, избежать их полностью невозможно.

– Последние десятилетия характеризовались для судоходной отрасли снижением числа происшествий в море, хотя трагедии всё ещё происходят. Добиться нулевой аварийности, как бы нам этого не хотелось, вряд ли удастся, поскольку море представляет собой опасную среду, сопряжённую с множеством рисков, – говорит директор по политике и внешним связям Международной палаты судоходства (ICS) Саймон Беннетт.

Об улучшении безопасности в морской отрасли говорит сокращение случаев гибели судов. Согласно данным, собранным аналитической организацией IHS Markit Maritime & Trade (M&T) с 1980 года, за 37 лет количество затонувших судов сократилось на 74%. Если в 1980 году таких случаев было 369 (то есть более одного в день), то в 2017 году – всего 96. И это при том, что торговый флот за это время вырос. По информации IHS Markit, число погибших судов в 1997 году составило 0,18% от мирового флота, а в 2017-ом – 0,069%. Организация также собирает сведения о людских потерях: в 1980 году погибло или пропало без вести 528 членов экипажей торгового флота, в 2017 – лишь 98. 

Объём нефтяных загрязнений от разливов с судов также сократился за последние десятилетия, даже с учётом того, что транспортируемой морем нефти стало больше. По данным ITOPF, за 70-е гг. в результате аварий в море выливалось по 319 тыс. т нефти в год, в 2010-17 гг. – по 5750 т. 

– В 80-е происходило по 25-30 крупных разливов нефти ежегодно, сейчас их число сократилась до одной-двух, – говорит Саймон Беннетт. – Свою роль в улучшении ситуации сыграло ужесточение правил судоходства Международной морской организацией, в частности, разработка Международного кодекса управления безопасностью и внесение серьёзных поправок к Конвенции ПДНВ. 

Сократить количество аварий помогло и улучшение работы национальных регистров и служб государственного портконтроля (PSC). 

– Открытые регистры стали более ответственно относиться к соблюдению технического состояния судов. Кроме того, PSC, ориентируясь на свои базы данных, устраивает серьёзные проверки старым теплоходам или тем, кто уже был замечен в нарушениях, – рассказывает Саймон Беннетт.

Результаты, которые даёт сплочённая работа каждого участника отрасли, выходят далеко за её рамки, отмечают в Российском профсоюзе моряков.

– Крупные аварии могут крайне негативно отразиться на репутации судовладельцев, но затронут они не только и не столько их. В результате происшествий гибнут члены экипажей. А если происходит разлив нефти, он наносит ущерб морской экосистеме и жителям прибрежных районов. Судоходная отрасль неоднократно сталкивалась с подобными катастрофами, но на этих ошибках она учится, совершенствуя правила безопасности мореплавания, – отмечают в Российском профсоюзе моряков.

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх