19.01.2018

Преступность и судоходство: чем это грозит для моряков?

Организация OEF Research, являющаяся частью One Earth Future Foundation, провела исследование, цель которого – выявить пути использования морской индустрии криминальными группировками по всему миру. Исходя из его результатов, можно выделить три основных способа внедрения преступности в судоходную отрасль, каждый из которых косвенно или напрямую создает серьезные риски для членов экипажей и еще больше обостряет проблему криминализации моряков.

  1. Контрабанда

Согласно данным управления ООН по наркотикам и преступности, примерно 90% всех товаров международной торговли перевозятся более чем в 500 млн контейнеров, при этом из них проверяется менее 2%. Что, в свою очередь, открывает перед контрабандистами широкие возможности для злоупотребления морскими перевозками и транспортировки огромных объёмов контрафактной продукции, наркотиков и оружия. При этом ответственность за подобные инциденты часто ложится на команду судна и капитана, даже если они всего лишь выполняли свою законную работу и не имели ни малейшего представления о том, что на самом деле хранится на борту.

В РПСМ уверены, что у моряков есть право профессионально выполнять свою работу без страха быть несправедливо обвинёнными, особенно если они действовали согласно должностным инструкциям. К сожалению, суды часто закрывает глаза на нюансы дела, предпочитая побыстрее найти виноватого.

  1. Вооруженные ограбления и захват заложников

Несмотря на спад пиратства у берегов Сомали и в Индийском океане, угроза вооруженного разбоя остается. При этом зачастую нападения на суда совершают не пираты, а куда более организованные преступники – члены террористических или повстанческих группировок. Наиболее активными районами их деятельности на сегодняшний день являются Гвинейский залив и моря Сулу и Сулавеси. Чаще всего злоумышленников интересует не столько груз, сколько члены экипажа, ведь за жизнь каждого из них судоходные компании готовы отдать огромный выкуп. Основное отличие между пиратами и террористами/повстанцами заключается в том, что последние, помимо целей материальных, преследуют еще и политические, пытаясь отстоять свои взгляды радикальными методами. Поэтому безопасность моряков, находящихся в их руках, находится под куда большим вопросом.

Другая проблема, которая еще сильнее обострилась в 2017 году – ограбления в портах и на якорных стоянках, которые преимущественно происходят в странах азиатского региона. Тут главной целью преступников становится судовое имущество и личные вещи моряков.

– Чтобы уберечь себя, морякам стоит усиливать меры безопасности при прохождении опасных районов: увеличивать количество вахт, находиться на связи с береговой охраной, по возможности нанимать вооруженную охрану на суда, – отмечают в РПСМ.

  1. Незаконная миграция

В первую очередь нужно понимать, что переправлять беженцев на хлипких лодках берутся отнюдь не общественные и благотворительные организации: на жизнях людей, уставших от войны и желающих дать себе и своим детям шанс на светлое будущее, наживаются мошенники и бандиты. Чтобы попасть на одну из их лодок и катеров, люди платят приличные деньги, а затем терпят крушение где-нибудь у берегов Италии или вовсе посреди открытого моря. Для моряков же спасение таких мигрантов оборачивается дополнительным стрессом.

– Далеко не все готовы столкнуться с ужасом гуманитарной катастрофы. Особенно это касается капитанов, которые и в повседневной работе отвечают за свою команду и судно, а в экстремальной ситуации должны быстро принимать решение о жизнях чужих людей, среди которых могут быть дети и старики. Это морально и психологически тяжело. Государствам, куда чаще всего прибывают мигранты, таким, как Италия или Греция, возможно, стоит задуматься об увеличении числа сотрудников береговой охраны для более оперативного проведения спасательных операций, – говорят в Российском профсоюзе моряков.

↑ 

Наверх