18.01.2018

75 лет спустя: как прорывалась блокада Ленинграда

18 января – одна из важнейших дат в истории нашей страны. Ровно 75 лет назад в этот день была прорвана блокада Ленинграда: части Ленинградского и Волховского фронтов соединились после решительной атаки, освободили Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера. Это позволило восстановить сухопутную связь Северной столицы с остальной страной.

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Город не был готов к длительной осаде – топлива и продуктов питания было недостаточно, а после пожара на Бадаевских складах, где хранились основные запасы продовольствия, для ленинградцев наступили страшные времена. Единственным путем сообщения оставалось Ладожское озеро. Морские транспортные перевозки в Северо-Западном регионе с конца 1941 г. значительно сократились, ограничившись только рейсами между Ленинградом, Кронштадтом, Ораниенбаумом. Проводку судов в этом районе осуществлял ледокол "Ермак". Большую часть моряков торгового флота откомандировали для работы в северные пароходства, на Дальний Восток и на Каспий, остальные вместе с военными моряками и речниками работали на Ладоге, доставляя в осажденный город продовольствие, оружие, медикаменты и эвакуируя население и оборудование промышленных предприятий. Впоследствии подвиги моряков торгового флота в Великой Отечественной войне неоднократно отмечались боевыми наградами. Однако пропускной способности этого водного маршрута все равно не хватало, чтобы удовлетворить нужды города.

Люди умирали от голода и дистрофии, горячей воды не было, крысы уничтожали запасы еды и разносили инфекции, транспорт стоял, больным не хватало медикаментов. Из-за морозных зим замерзали водопроводные трубы и дома оставались без воды. Топлива было катастрофически мало. Людей не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улице. За 872 дня блокады умерло более миллиона человек.

Попытки прорвать блокаду предпринимались несколько раз. Так, осенью 1941 года были проведены 1-я и 2-я Синявинские операции, однако обе они закончились провалом и большими потерями. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не увенчались успехом.

В конце 1942 года военный совет Ленинградского фронта подготовил план Шлиссельбургской и Урицкой наступательных операций: первую планировалось провести в начале декабря, среди ее задач было снятие блокады и постройка железной дороги. Шлиссельбургско-Синявинский выступ, превращенный противником в мощный укрепленный район, замыкал кольцо блокады с суши и разделял 15-километровым коридором два советских фронта. Во время Урицкой операции предполагалось восстановить сухопутную связь с Ораниенбаумским плацдармом, областью на южном побережье Финского залива.

От Урицкой операции в итоге решили отказаться, а Шлиссельбургскую Сталин переименовал в операцию «Искра» и назначил на начало января 1943 года. Всего в операции было задействовано более 300 тысяч бойцов, почти 5000 орудий и минометов, более 600 танков и 809 самолетов. Войска Ленинградского и Волховского фронтов нанесли удары в направлении поселка Синявино. К вечеру они продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. К концу следующего дня, несмотря на сопротивление противника, расстояние между армиями сократилось до 5 км, а еще через день — до двух.

Противник спешно перебрасывал войска с других участков фронта к опорным пунктам на флангах прорыва. На подступах к Шлиссельбургу велись ожесточенные бои. Утром 18 января войска Ленинградского фронта штурмом взяли Рабочий поселок №5. С востока туда пробилась стрелковая дивизия Волховского фронта. Бойцы встретились, блокада была прорвана. Это сообщение было передано по радио около полуночи. Ленинградцы выходили на улицы, ликуя: у города появилась надежда. А через год, 27 января 1944 года, блокада Ленинграда была снята полностью.

↑ 

Наверх