12.01.2018

Порты должны уделять больше внимания нуждам моряков

На портовую инфраструктуру, способную поддержать благополучие моряков, должно выделяться больше средств, – такого мнения придерживается исполнительный директор Совета по вопросам торгового флота Великобритании (MNWB) Питер Томлин.

– Сегодня у большинства портов в бюджете не предусмотрена постоянная строка расходов на социальное обеспечение моряков,  – говорит Питер Томлин. – В результате это бремя ложится на плечи благотворительных организаций, таких как Mission to Seafarers, Apostleship of the Sea, Sailors' Society и других. 

Конечно, есть и те, кто делает взносы благотворительным организациям, либо сдаёт по низкой цене собственность порта в аренду под Интерклуб. Например, порт Литтлтон в Новой Зеландии ежегодно выделяет средства на частичное покрытие расходов местной благотворительной организации, а на территории контейнерного порта DP World London Gateway есть отдельное здание, где экипажи могут отдохнуть после рейса. Но этих мер явно недостаточно.

Возможность пусть даже ненадолго сменить обстановку крайне важна для моряков, и инфраструктура портов может им помочь в этом как нельзя лучше, отмечают в РПСМ. Этой идеи придерживается и мировое сообщество: в Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) говорится о необходимости создавать в портах объекты для свободного доступа членов экипажей. 

Проблема в том, что люди, руководящие портами, часто имеют весьма отдалённое представление о работе в море и о том, насколько при её специфике важен отдых на берегу.

– Администрация портов часто видит в моряках обычных работников, вроде докеров или водителей. Они не понимают, что члены экипажей по многу месяцев проводят фактически в изоляции с одними и теми же людьми в замкнутых помещениях, – говорит Питер Томлин. – Я убеждён, что портовые менеджеры должны быть гораздо больше осведомлены о работе плавсостава – только так они смогут понять важность изменений. 

Питер Томлин видит выход в том, чтобы взымать – по крайней мере, в Великобритании – небольшой налог с каждого судна, заходящего в порты, в пользу местных благотворительных организаций. «От двадцати до пятидесяти фунтов. Эта сумма – ничто для судовладельца, но суммарно этими деньгами вполне можно будет обеспечить инфраструктуру для моряков», – считает г-н Томлин. 

Подобный эксперимент уже был запущен в одном из британских портов: в 2016 году в Тайне, куда ежегодно приезжают около 100 тысяч моряков, ввели так называемый «сбор на благосостояние». За первые десять посещений теплоходом порта с судовладельца взымалось от £20 до £30, в зависимости от гросс-тоннажа. С каждого фунта порт получал 50 пенсов, остальное шло благотворительным организациям. За год удалось собрать £10 тысяч, которые были переданы Совету по вопросам торгового флота Великобритании на реализацию проектов по поддержке моряков. Речь, прежде всего, о развитии Интерклубов.

– Центры для моряков дают членам экипажей возможность наконец отдохнуть от качки и постоянной вибрации двигателей, – отмечают в РПСМ. – Кроме того, интернет-соединение здесь гораздо быстрее, а значит моряки могут нормально созвониться со своими семьями по видеосвязи, проверить почту и социальные сети. Отдых позволяет снять стресс, который может стать причиной ошибки в управлении судном или привести к травме.  

В России также действуют Интерклубы, но их пока не очень много: в Находке, Новороссийске и Ейске. Клубы в Новороссийске и Ейске были построены благодаря программе Международной федерации транспортных работников (ITF) по улучшению социально-бытового обслуживания членов экипажей, участником которой был РПСМ. Ежегодно российские Клубы посещают от 1700 до 3000 моряков, которым доступны подключение к Wi-Fi, тренажёры, бильярд, услуги юриста. В Находке ежегодно проводятся праздничные мероприятия в честь Нового года, Рождества, Масленицы. Иностранные моряки с удовольствием принимают в них участие и узнают таким образом что-то новое о российской культуре. 

↑ 

Наверх