11.01.2018

Когда проще выплатить компенсацию по смерти, чем лечить

Вопрос судовой медицины уже давно беспокоит морскую отрасль, причем не только в России, но и по всему миру: многие судовладельцы, стремясь сократить расходы, отказались от найма судовых врачей на свои теплоходы и, в соответствии с требованиями Сводной конвенции о морском судоходстве, готовят одного из членов экипажа в качестве «ответственного за оказание медицинской помощи». Только вот недельные курсы не могут заменить годы обучения в медицинском вузе. Безусловно, дать таблетку от головной боли или поставить укол моряк сможет, но случись что серьезное – и без профессиональной помощи уже не обойтись: для этого придется либо доставлять пострадавшего в ближайший порт, меняя при этом маршрут, либо эвакуировать его с борта с помощью вертолета. Все это может привести к существенному увеличению расходов и срыву графиков, вследствие чего возникает вопрос – а не легче ли вернуть врачей на суда торгового флота?

Так, согласно исследованию, проведенному Ассоциацией университетов Европы в конце 2016 года, эвакуация заболевшего или травмированного моряка может стоить от 10 000 до 200 000 евро, а порой и того больше. Сумма зависит от местонахождения судна в момент инцидента и непосредственно самой причины эвакуации: различные болезни и травмы требуют разного оборудования и лекарств, которые медикам необходимо взять с собой. Например, вызов вертолета близ Норвегии из-за малярии обойдется в 25 тысяч евро, тогда как спасение моряка с острым инфарктом миокарда будет стоить под 100 тысяч. Изменение маршрута также повлечет за собой серьезные траты, а потому некоторые недобросовестные судовладельцы порой решают продолжать рейс и списать члена экипажа в запланированном порту захода, не заботясь о состоянии моряка:

– Когда я проходил практику на одном из судов норвежской компании, старпом поделился леденящей кровь историей, которая произошла с ним пару лет назад: во время рейса он заболел, и ему потребовалась срочная репатриация. Но судно перевозило очень ценный груз, и малейшие изменения графика влетели бы работодателю в серьезную копеечку. Вызов вертолета также показался ему нецелесообразным. Старпому сказали, что ему придется продержаться до конечного пункта назначения, потому как «с такими тратами компании легче выплатить его семье компенсацию по смерти, чем организовать срочное лечение». До порта он еле дотянул, и без помощи квалифицированного судового врача ему пришлось очень тяжело, – рассказывает один из выпускников ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова.

С учетом того, что ежегодно по болезни с судов по всему миру списываются более 10 000 моряков, идея нанять настоящего врача перестает казаться такой уж малопрактичной, к тому же зарплаты морских медиков стартуют от 600 долларов США (что в пересчете чуть меньше 500 евро). Помимо того, что присутствие доктора во многих случаях позволит избежать дорогостоящей эвакуации, оно положительно отразится и на состоянии экипажа в целом: в течение всего рейса моряки смогут получать квалифицированную помощь по менее серьезным проблемам и предотвращать развитие заболеваний на ранних, не критичных стадиях.

↑ 

Наверх