10.01.2018

Судовая медицина начинается с аптечки

Последние несколько лет в российской судоходной отрасли наиболее остро стоит вопрос по медосвидетельствованию моряков, однако это – далеко не единственная «ахиллесова пята» морского здравоохранения: за бортом оказалась судовая медицина, и в частности, требования к комплектованию судовых аптечек. А ведь от их содержимого зависит здоровье членов экипажа, безопасность рейса и беспрепятственное прохождение инспекций государственного портового контроля (PSC).

Ни для кого не секрет, что институт судовых врачей в нашей стране давно ликвидирован, и экипажи торговых судов теперь полагаются лишь на знания и умения одного из своих сотоварищей, ответственного за оказание первой медицинской помощи (ПМП) и уход за больными и пострадавшими. Так, Сводная конвенция о труде в морском судоходстве предусматривает медицинскую подготовку одного из моряков, если в экипаже не предусмотрено место для врача. Для этого члены экипажей (обычно второй помощник или старпом) проходят специальные курсы, где их учат методам оказания ПМП, ряду медицинских процедур: таких, как внутримышечные и внутривенные уколы, а также подробно разбирают содержимое судовой аптечки.

Вот тут то мы и сталкиваемся с первой серьезной загвоздкой. Согласно КТМС, судовая аптечка должна комплектоваться и пополняться с учетом типа судна, количества моряков борту, характера, района плавания и продолжительности рейса. Только изданные Минздравом РФ приказы по комплектованию судов лекарствами (Приказы N 499н и N 984н) были настолько несовершенны, что их пришлось отменить. И до сих пор ведомство не создало ни одного нормативного документа,  регулирующего формирование судовых аптечек, из-за чего в сфере царит полнейшая неразбериха: например, судовладельцы не имеют права закупать на судно сильнодействующие обезболивающие средства, поскольку в нашей стране отсутствует порядок использования таких препаратов на борту. Между тем в соответствии с международными нормативными документами в аптечке эти лекарства обязательно должны присутствовать. Такие упущения могут грозить проблемами при проверках PSC:

– Разработкой правил комплектации судовых аптечек занимаются целые институты и их нельзя не учитывать. Кроме того, есть соответствующие требования ИМО и МОТ, которые все должны соблюдать. И при любой проверке государственного портового контроля наличие и комплектование аптечек тщательно проверяется, – отмечает председатель Черноморско-Азовской территориальной организации РПСМ Алексей Беляков.

Зачастую, из-за существующих запретов морякам, нуждающимся в определенных медикаментах, приходится искать альтернативные выходы. Так, на морских форумах можно найти десятки сообщений от пользователей, в которых подробно описываются способы провоза лекарств: «Мой муж ходит в рейс на 3-4 месяца. Лекарства возит в баночках от витаминов, за 4 контракта проблем не было».

– Правительству необходимо в срочном порядке разработать и утвердить перечень медикаментов, который будет соответствовать требованиям Конвенции о труде в морском судоходстве и рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Это станет первым шагом к восстановлению медицины непосредственно на судах и заметно облегчит жизнь нашим морякам, – говорит председатель ППОМ г. Севастополь Артем Боев.

↑ 

Наверх