09.01.2018

Морякам будет проще сойти на берег во время стоянки судна

С 1 января 2018 года вступили в силу поправки к Конвенции по облегчению международного морского судоходства (Convention on Facilitation of International Maritime Traffic – FAL), призванные облегчить транзит через порты. Они затронут не только грузы и суда, но и людей. Морякам нововведения позволят легче сходить на берег во время стоянки судна: в положении, принятом поправками, говорится, что члены экипажей «не должны подвергаться дискриминации вне зависимости от гражданства, расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений или социального происхождения». Если запрос моряка будет отклонён местными властями, они обязаны предоставить объяснение, по какой причине члену экипажа запретили сойти на берег.

Стоит отметить, что свободный сход на берег обеспечивает не только Конвенция  FAL , но и Международный кодекс по охране судов и портовых средств. Подобное положение закреплено и в Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС). В документе сказано, что ответственные лица в порту и на борту судна должны предпринимать все усилия, чтобы содействовать получению моряками увольнений на берег. Однако, как отмечают в Российском профсоюзе моряков, не все обеспечивают подобное требование. Например, США известны своими строгими правилами насчёт посещения страны: без визы нельзя будет даже покинуть борт. Иногда сойти с судна запрещают даже при наличии визы – причём без объяснения причин. Ещё в 2015 году Центр по защите прав моряков Института церкви мореплавателей (Seamens' Church Institute (SCI) Center for Seafarers' Rights) провёл опрос на тему увольнений на берег. Он показал, что отсутствие визы – главное препятствие для схода на берег в США. Более 9500 моряков с 400 судов в 27 портах приняли участие в опросе. Из них 1642 человека (17,3%) признались, что власти США отказали им в увольнении на берег, в 79% случаев – из-за отсутствия действующей визы.

– Увольнения на берег – не только вопрос здоровья и благополучия моряков, но и безопасности и эффективной эксплуатации судов. В рейсе моряки постоянно находятся в ограниченном пространстве в окружении одних и тех же людей. Сменить обстановку и отдохнуть от каждодневной рутины они могут только на берегу, – говорят в РПСМ.

Моряки, которые не получают разрешение выйти в город, вынуждены оставаться на судах. По мнению SCI, требования США в отношении иностранных моряков противоречат Конвенции FAL, которая запрещает требовать у моряков визу. Самое парадоксальное в этой ситуации, что США входит в список стран, ратифицировавших документ. 

Справка: Конвенция по облегчению международного морского судоходства была разработана  IMO в 1965 году. Принятие  FAL было необходимо, учитывая темпы развития международного судоходства и возросшее число формальностей, которые соблюдали суда в портах захода. Эти процедуры было решено минимизировать, упростив правила, касающиеся прибытия, стоянки, отправления судов, погрузки и выгрузки груза. Конвенция также регулирует нормы и правила в отношении процедур, которые проходят пассажиры и члены экипажей. 13 раз в текст Конвенции вносили поправки; кроме того, в 2010 году Комитет  FAL утвердил пояснительную инструкцию к документу с рядом методических указаний и толкований как самого текста, так и приложений к нему. 

↑ 

Наверх