09.01.2018

Адмиралу Степану Макарову – 169 лет

Вчера, 8 января, исполнилось 169 лет со дня рождения великого русского военно-морского деятеля, полярного исследователя и кораблестроителя Степана Осиповича Макарова. За годы своей жизни он успел войти в историю не только как замечательный флотоводец, но и выдающийся теоретик морского дела: изобрел минный транспорт, разработал теорию непотопляемости и русскую семафорную азбуку, стал пионером использования ледоколов и написал более пятидесяти научных работ по вопросам кораблестроения и океанологии.

Первыми внимание на дарование юного Макарова обратили командиры кораблей, на которых он плавал кадетом. Они то и доложили о нем адмиралу Алексею Александровичу Попову, командующему в те времена эскадрой Тихого океана. «Попов перевёл Макарова на свой флагманский корвет «Богатырь» и приказал столоваться у себя в адмиральской каюте. Так же поступил и сменивший Попова адмирал Ендогуров. Оба выдающихся адмирала лично убедились в блестящих дарованиях кадета Степана Макарова», – писал о будущем вице-адмирале академик Алексей Крылов.

В апреле 1865 года Макаров сдал выпускные экзамены в училище и за выдающиеся успехи был представлен не «в кондукторы корпуса штурманов флота», а в гардемарины. Дальнейшие плавания, в том числе на получившей пробоину броненосной лодке «Русалка», послужили поводом к написанию Макаровым «Исследований по непотопляемости судов». Он определил непотопляемость (термин, введённый им в судостроение) как способность судна плавать и не терять своих боевых качеств от полученных пробоин, предложил «ряд устройств для откачивания воды, свой знаменитый рейковый пластырь для быстрой заделки пробоины, систему затопления отдельных отсеков корабля для выравнивания крена и дифферента».

Макаров был отменным изобретателем. В числе придуманных им новшеств «макаровские колпаки» для бронебойных снарядов – колпачки из мягкого металла, которые в момент пробивания брони сохраняли целостность боеголовок и служили «смазкой» для снаряда. Вскоре они появились на вооружении разных держав. «По законам того времени Макаров имел право взять на своё изобретение патент во всех странах и нажил бы миллионы... Но не таков был Макаров, истинный патриот своей родины», - отметил Алексей Крылов.

8 января 1904 года Степан Осипович, предвидя неизбежность войны с Японией, подал письмо управляющему морским министерством, где говорил о необходимости держать флот на внутреннем рейде Порт-Артура, а не на внешнем, как это было в то время. Генерал-адмирал Алексей Александрович ответил: «Никакой войны не будет», но она началась в ближайшую ночь, и из строя были выведены броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», крейсер «Паллада». После этого 14 февраля Степана Макарова назначили командующим флотом на Тихом океане.

Степан Осипович Макаров погиб на 56-м году жизни, доблестно выполняя свой долг по защите родины на броненосце «Петропавловск». «Корабль медленно двигался перед Электрическим Утёсом... Вдруг на броненосце высоко в воздух взметнулся столб огня и жёлтого дыма... Дым закрыл весь броненосец, затем хлынул белый пар. Корма броненосца поднялась из воды, обнажив лопасти винтов, и корабль исчез с поверхности моря. Только не успевшее ещё разойтись облако пара и дыма указывало на место, где минуту назад был «Петропавловск», – описывает гибель командующего флотом писатель Александр Степанов в своем романе «Порт-Артур».

Позднее в честь Степана Макарова назвали несколько кораблей, географических объектов и главный морской вуз страны – Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день «Макаровка» стала мировым брэндом – отечественные и зарубежные судоходные компании знают, что выпускники российского вуза обладают всеми необходимыми знаниями и квалификацией для успешной работы в море. Предполагается, что в этом году количество желающих поступить в ГУМРФ вырастет еще на 30%: произойдет это благодаря восстановлению военной кафедры.

– По сути, мы вышли на финишную прямую. Курсанты получат возможность проходить обучение по программе военной подготовки с 1 сентября 2018 года. Правда, ряд вопросов все еще нуждается в доработке, – говорит помощник первого проректора по общим вопросам ГУМРФ Владимир Соломонов. – Под занятия уже выделены аудитории, а преподавательский состав и программа обучения находятся на стадии согласования. К сожалению, пока не все курсанты смогут получить военный билет, но мы будем к этому стремиться.

К слову, Российский профсоюз моряков (РПСМ) сыграл в этом деле не последнюю роль – еще в ноябре 2016 года на VIII съезде РПСМ была принята резолюция о необходимости восстановления военной кафедры в ГУМРФ, которую направили в соответствующие правительственные ведомства.

– Курсанты получат возможность проходить стажировку на действующих кораблях ВМФ и морской пограничной охраны. Так они не только приобретут необходимые навыки по военной специальности, но и наберут плавательский ценз, необходимый для получения рабочих дипломов, – отмечают в РПСМ.

↑ 

Наверх