21.12.2017

Отвечает ли Конвенция ПДНВ требованиям времени?

Автономные теплоходы, инспекции судов с применением дронов – сколь бы консервативной ни была судоходная отрасль, но и она постепенно берёт на вооружение новые технологии. Ряд экспертов считают, что меняться должны и методы подготовки моряков, прописанные в Конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несении вахты (ПДНВ). Как-никак, документ был принят почти 40 лет назад. Однако Международная морская организация (IMO) чутко реагирует на любые новшества и по мере необходимости вносит поправки: так было в 1997, 1999 и 2010 годах.  

Сами судовладельцы тоже следят за тенденциями: некоторые в своих программах подготовки для моряков используют ту же виртуальную реальность. Тем не менее, некоторые специалисты считают, что этого недостаточно, и современные методы обучения нужно обязательно нужно закрепить в Конвенции. Речь идёт о более широком применении элементов виртуальной и дополненной реальностей. Якобы, это способствует лучшему запоминанию материала и делает образовательный процесс более реалистичным.  

– Новое поколение требует совершенно иного подхода к подаче учебного материала. Кроме того, отрасль меняется, всё больше полагаясь на машинное управление. Ей нужны моряки, которые кроме высокого уровня специальных технических знаний, обладают навыками работы с компьютерными программами, – считают эксперты. 

Здесь важно помнить, что ПДНВ не занимается выпуском моряков, а лишь устанавливает стандарты и требования, на которые опираются государства – члены  IМО при разработке образовательных программ. Благодаря этому моряки из разных стран получают примерно одинаковое базовое обучение, что подтверждает статистика. Например, исследование  Seagull AS CES &  Benchmarking показало, что разница по результатам тестирования членов экипажей из разных стран не сильно велика. Загвоздка в другом: средний балл – на уровне 60%, а у некоторых и того меньше. Возможно, проблема здесь не в самой Конвенции, а в её практическом применении. Ведь наиболее важная часть подготовки и судоводителя, и судомеханика – это всё-таки не теория, а время, проведённое на борту.  

Безусловно, в отрасль внедряются новые технологии, но они не настолько инновационны, чтобы менять Конвенцию ПДНВ и устоявшуюся образовательную модель, считает председатель Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ) Александр Бодня. 

– Действительно, флот меняется, и современные суда «нашпигованы» новейшим оборудованием, но, как показывает статистика, в мире до сих пор много старых теплоходов. И моряк заранее не может знать, куда попадёт. Если компании будет нужно, она сама натаскает своих сотрудников под конкретное судно, – говорит Александр Бодня. – К тому же, все приборы и программы создаются таким образом, чтобы быть максимально простыми в управлении. Так что пока никаких изменений в Конвенцию ПДНВ не требуется.  

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх