20.12.2017

Панамский флаг – лидер по числу торговых судов

Панама попала в Книгу рекордов Гиннеса: под её флагом ходит наибольшее количество торговых судов – 8094, что составляет 18% мирового флота. Как пишет safety4sea.com, это стало своеобразным подарком стране к столетию с начала регистрации торговых судов в своём регистре. Хоть сейчас панамский флаг и находится в списке удобных (Flag of Convenience), но работа морской администрации делает его одним из самых надёжных среди себе подобных.   

Именно с Панамы началась история «удобного судоходства»: в период Первой мировой войны в стране были приняты законы, по которым условия регистрации торговых судов позволяли их владельцам получить преимущества по сравнению с другими государствами. Законодательство Панамы упрощало или намеренно занижало правовые стандарты в сфере трудовых отношений и предоставляло льготы в области налогообложения. Такие послабления оказались столь выгодными, что судовладельцы стали предпочитать Панаму национальным флагам. Позже другие страны решили последовать примеру и стали «удобными», на сегодняшний день их насчитывается 35. 

Как правило, под Flag of Convenience нанимают членов экипажей из других стран, которые не имеют доступа к учреждениям государства флага, способным оказать помощь в случае нарушения прав моряков. В таких условиях противостоять произволу судовладельцев могут лишь Международная федерация транспортных работников (ITF) и национальные профсоюзы, которые заключают коллективные договоры с работодателями, чтобы защитить моряков. Сегодня более 140 инспекторов ITF контролируют соблюдение колдоговоров, охватывающих около 150 тысяч членов экипажей под удобными флагами. Именно наличие коллективного договора – это первое, на что нужно обращать внимание при приёме на работу. 

Но и флаги тоже нужно различать: если он удобный, это вовсе не означает, что права моряка обязательно будут нарушены. Однако если это всё-таки случится, в зависимости от государства, где зарегистрировано судно, реакция морской администрации может быть разной. 

– Мне часто приходится писать обращения морской администрации Панамы в связи с различными нарушениями: от невыплаты зарплаты до репатриации. Но эта регулярность обусловлена не тем, что флаг выбирают особо злостные компании, а большим количеством судов, – говорит инспектор ITF в Новороссийске Ольга Ананьина. – И нужно отдать должное панамской администрации: несмотря на значительное число обращений, они довольно адекватно и быстро реагируют, в отличие от, скажем, той же Молдовы или Того.

↑ 

Наверх