РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Двадцать членов экипажа парома «Балтийск», работающего под флагом РФ, обратились с коллективным заявлением в Госинспекцию труда Санкт-Петербурга в связи с систематическими задержками зарплаты. Моряки утверждают, что их договоры не содержат обязательных условий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в том числе касающихся условий труда на рабочем месте, и просят провести проверку работодателя, «приняв меры инспекторского реагирования».
Обращение в Госинспекцию труда – это правильный шаг, отмечают в Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ), но это не единственный выход.
– Моряки имеют полное право подать заявление не только в территориальный орган Роструда, но и в транспортную прокуратуру, капитанию порта. Последнее особенно эффективно: капитан порта может задержать судно на время проведения проверок, и не разрешать выход до тех пор, пока не будут устранены все выявленные нарушения, – поясняет юрист БТО РПСМ Дмитрий Иванов.
Однако ситуация осложняется тем, что члены экипажа не приложили к коллективному обращению копии контрактов.
– Факты, перечисленные в обращении, должны подкрепляться документами, чтобы у надзорных органов были основания для проверки. Конечно, моряки могли об этом не знать. Но тогда возникает другой вопрос: почему они пошли работать на такое судно, раз там не соблюдаются нормы трудового кодекса? – задаётся вопросом Дмитрий Иванов. – Они могли бы перед уходом в рейс навести справки и удостовериться, есть ли на судне колдоговор, нарушает ли судовладелец права моряков и так далее. Поверьте, многие члены РПСМ уже взяли за правило «пробивать информацию по судну» через нас, прежде чем уйти в рейс. Потому что они знают, что эти проблемы можно избежать заранее.
РПСМ уже сталкивался с т\х «Балтийск» – в профсоюз приходил стюард, которого уволили с формулировкой «за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин». Как выяснилось в ходе судебных разбирательств, это не соответствовало действительности. Кроме того, перед моряком образовалось задолженность по зарплате. Благодаря тому, что член экипажа обратился в профсоюз, эта история завершилась для него хорошо. Однако не факт, что подобные случаи не будут повторяться: ведь на «Балтийске» нет коллективного договора, который является самым надёжным гарантом соблюдения прав членов экипажа. А пока его нет – права моряков будут нарушаться.
По материалам БТО РПСМ
Наверх