07.12.2017

«Зайцы» на судах – головная боль моряков

Нелегальные безбилетные пассажиры на судах – stowaways – проблема, которая существует с момента появления морской торговли. «Зайцы» на судах представляют не только угрозу безопасности мореплавания, но и доставляют неприятности морякам, а отрасль несёт финансовые убытки.

Африканские «зайцы»

В 2010 году Международная группа Клубов взаимного страхования (P&I Clubs) проанализировала страховые случаи, касавшиеся проникновения на борт нелегальных пассажиров, и выявила десять портов, где этот риск наиболее велик. Больше всего «зайцев» подсаживались на суда в Южно-Африканской Республике (ЮАР) и Либерии, за ними следовали Нигерия, Марокко и Кот-д'Ивуар. Оставшиеся страны также находились в Африке. Исследования последующих лет показали, что ситуация не сильно изменилась: африканские страны – по-прежнему главный источник мигрантов, стремящихся покинуть страну. Только за последний год страховой клуб West of England P&I Club насчитал в своей практике 60 случаев, связанных с нелегальными пассажирами, общее количество которых составило 220 человек. На их урегулирование Клуб потратил более $1,6 млн. Заметно увеличилось число жителей Афганистана или Ирака, которые подсаживаются в северных европейских портах на суда, идущие в Соединённое Королевство. 

Личный опыт

На торговые суда пробираются также в Центральной и Южной Америке и странах Карибского моря. 

– В начале нулевых мы полгода ходили по маршруту Майями – Доминикана, – рассказывает техинспектор Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ) Александр Русецкий. – И чуть ли ни каждый рейс находили «зайцев» у себя на борту. Они могли забраться на судно по швартовочным концам, спрятаться в вентиляционных трубах или контейнерах… Кстати, по наличию отверстий в контейнере можно определить, есть ли внутри человек. Часто «зайцы» договариваются с кем-то на берегу, например, докер может посадить человека в металлическую коробку, проделать в ней отверстия для дыхания, снабдить пищей – и привет. Но люди, как правило, в таких условиях долго не выдерживают – в какой-то момент становится просто невыносимо. И когда они вылезают глотнуть свежего воздуха – обычно это происходит в предрассветные часы – тут-то их и ловят. Поначалу удивляешься, глядя на незнакомого человека на палубе: «Ты откуда такой взялся?», но через пару рейсов привыкаешь. У нас на судне даже была импровизированная «тюрьма»: каюта с решётками на иллюминаторах, куда мы сажали отловленных пассажиров. Так один умудрился через прутья решётки пролезть и спрыгнуть с борта, когда мы подходили к Майями. Как он это сделал – я до сих пор не понимаю.

Когда «зайца» ловят на судне, которое уже вышло в рейс, капитан обязан незамедлительно сообщить об этом в порт прибытия и отправления и судовладельцу, уточнив количество новых «членов экипажа», местоположение теплохода, его маршрут. Тем временем, экипаж должен опросить каждого нового пассажира. Как правило, для этого используют анкету Международной морской организации (IMO), которая закреплена в Резолюции А.871(20) от 1997 года, касающейся безбилетных пассажиров. Она состоит из 76 вопросов, с их помощью устанавливаются личные данные каждого «зайца», выясняют, как он проник на судно, где прятался и почему решился на такой шаг. Кроме того, всех проникших на борт судна фотографируют и прикладывают снимок к анкете. Как правило, администрации портов очень строго относятся к наличию на борту нелегальных пассажиров и не разрешают им покидать судно на время стоянки. Поэтому когда экипаж находит «лишнего», судовладельцы часто принимают решение развернуть теплоход, если он не успел выйти из территориальных вод страны отправления; либо отдают распоряжение зайти в ближайший порт той же страны. К этим мерам прибегают, чтобы финансовые последствия были минимальны: не придётся платить штраф за ввоз нелегального пассажира на территорию другого государства. Но дополнительные расходы всё равно появляются. 

– Просто представьте, сколько топлива нужно потратить впустую из-за одного человека! – негодует Александр Русецкий. – Не говоря уже о том, что рейс увеличивается по продолжительности, а пойманного «молодчика» нужно кормить, поить, и не дай бог с ним что-то случится – ответственность ляжет на капитана, а владелец судна заплатит штраф за нелегального пассажира. 

Сейчас эти риски, как правило, застрахованы. Если судовладелец знает, что на маршруте высока вероятность появления «зайцев», он обращается в страховую компанию, заключает договор, и уже она будет оплачивать неустойку. Однако это касается лишь штрафа за нахождение на борту нелегального пассажира. А вот санкции в случае задержки груза, как и питание беженца, предоставление ему сезонной одежды, гигиенических принадлежностей – всё это по-прежнему ложится на плечи судоходной компании. Кроме того, если теплоход не будет возвращаться в государство, где нелегал пробрался на борт, судовладелец должен взять на себя расходы по его репатриации. Причём некоторые порты не разрешат судну выйти, пока «зайцы» не покинут страну, а значит, возможна задержка рейса.

Как поймать «зайца»?

Чаще всего безбилетные пассажиры прячутся в грузовых отсеках, спасательных шлюпках, трюме, на палубных кранах, среди груза древесины, иногда забираются в машинное отделение. Участились случаи проникновения «зайцев» на борт Ro-Ro паромов в европейских портах (обычно они прячутся в перевозимых прицепах). Поэтому рекомендуется тщательно проверять все эти места во время стоянки в порту, где высока вероятность наткнуться на «зайца». Причём делать это нужно систематически: например, разбить судно на зоны и проверять их одновременно, а не друг за другом. Так нелегальные пассажиры не смогут остаться незамеченными. Если погрузка происходит в тёмное время суток, следует держать палубу хорошо освещённой, чтобы никто не мог пройти незамеченным. В ЮАР перед отправлением даже прибегают к помощи джек-рассел-терьеров для поиска людей, особенно в труднодоступных для проверки местах. Страховой клуб West of England P&I Club, которому часто приходилось сталкиваться с проблемой, рекомендует по возможности нанять охрану для судна на время погрузки и усилить вахту на время стоянки в порту.  

Кошмарный сон для моряка

В Резолюции IMO о безбилетных пассажирах говорится, что если stowaways окажутся «лицами, ищущими убежища», с ними необходимо обращаться в соответствии с международными принципами, закреплёнными, в частности, Конвенцией ООН о статусе беженца 1951 года. Она постулирует гуманное обращение с людьми, которые претендуют на статус беженца или являются ими. Российские моряки, работающие под флагом РФ, в своих территориальных водах могут обращаться к Федеральному закону РФ от 19 февраля 1993 года «4528-I» «О беженцах».

Вопросы о «зайцах» и беженцах тесно связаны между собой, их сложно разделить, ведь безбилетные пассажиры – это почти всегда и есть беженцы, которые используют нелегальные способы транспортировки в страны с высоким уровнем жизни. Но для моряков разница огромная. 

– «Зайцы» – это всегда головная боль для членов экипажа, любой моряк, кто сталкивался с ними – подтвердит, – говорит председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня. – Во-первых, такой способ бегства выбирают далеко не инженеры или врачи, на борт пробираются маргиналы. Таких и опросить бывает сложно, потому что они не понимают по-английски (или делают вид, что не понимает). Во-вторых,  человек может оказаться больным и заразить членов экипажа. Ну а в-третьих, даже если у моряков за «зайцев» и не вычитают ничего из зарплаты, ответственных за проникновение, то есть тех, кто не досмотрел на вахте, могут лишить бонусов. А уж сколько с ними мороки: нужно и опросить, и каюту выделить, и кормить, причём, следить, чтобы они питались отдельно от остальных членов экипажа… В общем, «зайцы» – это кошмарный сон для моряка. 

И дело не только в том, что морякам придётся помимо своих обязанностей возиться с посторонними людьми. В истории торгового мореплавания были случаи, когда из-за безбилетников происходили трагедии. Так, в 1992 году на борту т\х «МС Ruby» было совершено тяжкое преступление. Моряки нашли на судне восемь подсевших в Западной Африке нелегалов, избили их, расстреляли и выкинули тела за борт. Но одному удалось остаться незамеченным и спастись, именно он рассказал о произошедшем. Поступок вопиющий, суд вынес строгий приговор: по 20 лет тюремного заключения участникам расправы, капитану и старпому – по 30 лет. Однако мотив у моряков был: незадолго до этого другое судно, работавшее на линии Африка – Западная Европа, привезло во Францию «зайцев». Руководство судоходной компании наказало за недосмотр экипаж, списав его на берег. Моряки остались без работы, а в 90-е это было тяжёлым ударом. Возможно, не желая повторять судьбу своих товарищей, члены экипажа «МС Ruby» пошли на преступление. Впрочем, история эта давняя и тёмная, и в ней не всё однозначно.

Так или иначе, но подобные случаи происходили и в других частях света. Например, в 1996 году тайваньские офицеры вместе с капитаном т\х «Maersk Dubai» были арестованы канадскими властями по обвинению в убийстве трёх румынских «зайцев». Оно могло бы остаться безнаказанным, но восемь рядовых членов экипажа по прибытии в порт Галифакс сообщили в правоохранительные органы о произошедшем. Если бы румын не убили, а довезли до Канады живыми, судовладельцу пришлось бы заплатить по $5 тысяч за каждого. В зависимости от страны различается и размер выплат, но он всё равно значителен. Например, в Великобритании перевозчик может быть оштрафован на £2 тысячи за каждого нелегального мигранта, ввезённого в страну. Несмотря на то, что судовладельцы страхуют себя от подобных рисков, моряки опасаются, что за безбилетных пассажиров к ним могут быть применены санкции: увольнение, лишение бонусных выплат, внесение в «чёрный список»… Некоторых это толкает на отчаянные шаги. 

«Зайцы» – проблема экипажа, беженцы – мировая

С беженцами ситуация другая, но тоже непростая. Они пускаются в путь самостоятельно, обычно в районе Средиземного моря. Именно о них вот уже несколько лет пишут мировые СМИ, придумавшие термин «Европейский миграционный кризис». В новостях время от времени мелькают истории о людях, которые на лодках, небольших рыбацких судах или баржах пытаются выбраться в Европу из охваченных войной стран Ближнего Востока. 

– «Зайцы» – это всегда одиночки, максимум – два-три человека, которые на свой страх и риск пытаются бесплатно бежать из страны. А беженцы платят деньги за то, чтобы их довезли на судне. Это целый бизнес: перевозчик покупает моторную лодку или иногда списанное судно и берёт огромные деньги за то, чтобы незаметно доставить мигрантов на побережье одной из европейских стран, чтобы ни один морской патруль их не заметил, – говорит Александр Бодня. – И тех, и других толкает на отчаянный шаг крайне неблагоприятная обстановка на родине, но нужно понимать, что для моряков «зайцы» и беженцы – это разные категории. Найди они первых – головная боль обеспечена, а со вторыми таких проблем не будет. Разве что немного отклонятся от курса, чтобы доставить потерпевших бедствие в ближайший порт. Но ни штрафа, ни оргвыводов за этим не последует. Так что «зайцы» – это проблема экипажа, а беженцы – мировая. 

Когда торговое судно встречает на своём пути лодку, переполненную мигрантами, капитану приходится решать, как поступать. 

– Если беженцев обнаружили в территориальных водах какой-либо страны, и их здоровью и жизни ничто не угрожает, то капитан не обязан брать их на борт, достаточно вызвать местную береговую или спасательную службу. Таким образом, забота о них переходит в юрисдикцию государства, в чьих водах оказались мигранты, – говорит координатор ITF в России Сергей Фишов. 

Однако если люди терпят бедствие, бросать их нельзя – придётся поднять на судно и доставить в ближайший порт, предварительно предупредив об этом береговую охрану и портовую администрацию. Это давняя морская традиция, а также обязанность, закреплённая в международном законодательстве, среди прочего, двумя основополагающими документами: Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и Конвенцией СОЛАС 1974 года. Об этом же говорится и в Руководстве по принципам и практикам, применяемым к беженцам и мигрантам, подготовленном совместно IMO, Международной палатой судоходства (ICS) и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев в 2015 году – на пике миграционного кризиса. 

Но спасать утопающих можно, только если ты видишь этих самых утопающих. Иногда с крупного судна можно и не заметить лодку. Бывают и куда более непростые ситуации. 

– Может, это и прозвучит жестоко, но в опасных районах плавания моряки не спешат бросаться на помощь, когда видят людей в лодке, даже если те посылают сигнал бедствия. Например, торговое судно идёт у берегов Сомали или в районе Нигерии. Моряки видят шхуну, из которой размахивающие руками люди явно просят поднять их на борт. Кто это – терпящие бедствие рыбаки, мигранты или, может, пираты, спрятавшие оружие и выдающие себя за других? – задаёт вопрос Александр Бодня. 

Капитан всегда держит в уме, что он в ответе за безопасность судна и членов экипажа. И от его неверного решения зависят жизни. Это непростой выбор, но текущая мировая ситуация ставит свои условия. И пока она будет сохраняться, некоторым придётся делать такой выбор. 

↑ 

Наверх