05.12.2017

Как питались экипажи 200 лет назад?

Пищевой рацион на судах торгового флота формировался и выверялся в течение многих веков. Огромное влияние на этот процесс оказали традиции флота Великобритании, которая долгое время носила титул «владычицы морей». Еще более 200 лет назад на судах туманного Альбиона существовала система, благодаря которой Королевский флот обеспечивал пайками более 100 000 человек при условии, что современных упаковок, холодильников и способов консервации тогда попросту не существовало. Но несмотря на эти неудобства, руководство флота с успехом обеспечивало моряков весьма разнообразным рационом.

В качестве примера можно взять судно «Arethusa», которое в 1800 году вышло из Портсмута с 280 членами экипажа на борту. Корабль состоял на полном обеспечении Адмиралтейства, и моряки ели блюда, приготовленные по специальной кулинарной книге. Как сообщает crew-man.com, для удобства все члены экипажа на этом судне были разбиты на «столовые» (группы, которые ели вместе), в которых существовала своеобразная «вахта»: старший по столовой помогал коку готовить и менялся каждую неделю. В свою очередь должность кока официально появилась в начале XIX столетия. Обычно им становился самый старый моряк, который имел огромный опыт за плечами, но уже не мог в силу возраста подниматься на мачты. Иногда должность вверялась матросу, который не мог выполнять свои обязанности из-за полученных во время службы травм и увечий. 

Утро на борту начиналось с нагревания печей. В 8 часов утра моряков ждал простой, незамысловатый, но сытный завтрак: миска овсянки с каким-либо наполнением. Традиционная каша, как правило, замачивалась заранее. Нередко ее подслащали патокой, сахаром или медом, в зависимости от того, что было в наличии. Трапеза длилась ровно 45 минут, по истечении которых моряки приступали к своим обязанностям.

Сразу после завтрака начинались приготовления к следующему приему пищи. На обед, как правило, подавали мясо и стоит отметить, что в те времена его хранение было настоящей проблемой. Как уже было упоминалось, единственным способом хранить продукты месяцами было соление в дубовых бочках, которые имели свойство «вытягивать» излишки соли. Но что и говорить, назвать такой продукт съедобным можно было с очень большой натяжкой. Согласно сохранившимся документам, каждому моряку полагался один фунт свинины в воскресенье и в четверг. Для членов экипажа это было почти праздником, поэтому судовой кок был обязан приготовить свинину как следует. 

Кок несколько часов отмачивал мясо в пресной воде, которая постоянно менялась. В результате продукт становился более-менее съедобным, хотя и очень соленым. Затем мясо варилось или жарилось. Многие предпочитали тушить мясо с картофелем и луком. Обычно команда любила это блюдо и с нетерпением ждала его.Блюдо подавалось со специальными бисквитами, по сути ставшими прообразом современных галет. Диски из твердого теста, весом в четверть фунта запекались 2-3 раза, до тех пор, пока не становились совершенно сухим. Моряки ломали их на мелкие части и сыпали на рагу и мясо, чтобы твердые бисквиты впитали сок из блюда. Помимо них на судне подавалось печенье. Впрочем, оно тоже было твердым, требующим дополнительного вымачивания. Самым лучшим считалось печенье, привезенное из Лондона. В целом обед длился полтора часа.

К трапезе нередко подавался алкоголь, ведь в те времена пиво или эль являлись одним из способов получить необходимые калории. На судне «Arethusa» морякам подавалось пиво. Матросу, например, разрешалось выпивать галлон в сутки (порядка 4 литров). 

На ужин каждый день подавался пудинг, сделанный из муки, сала/ масла и изюма. Моряки могли добавить в него фрукты, купленные в порту, или мясо, оставшееся от пайка. Кок лепил пудинги в форме шариков, а затем помещал их в льняные мешочки для варки. В тесто добавлялся сахар, патока или мед. Так оно получалось мягким и сладким. Как и завтрак, ужин длился 45 минут. Иногда этого времени хватало не только для еды, но и для танцев на палубе. 

В целом моряки королевского флота употребляли порядка 5000 ккал в день, что почти в два раза выше средней современной суточной нормы взрослого мужчины. Но и нагрузка у этих людей была гораздо выше: каждый день они выполняли тяжелейшую физическую работу. Моряки на флоте работали по 12 часов в сутки, в том числе и в ночные смены. В течение рабочего дня матрос много раз поднимался на мачты, чтобы отрегулировать паруса, пользуясь при этом очень тяжелым и неудобным снаряжением. Кроме того, немалая часть калорий уходила на то, чтобы согреться. Ведь зачастую погодные условия были очень непростыми, а одежда – недостаточно теплой. Описанная диета продержалась в Великобритании почти все XIX столетие, до тех пор, пока новое паровое оснащение флота не позволило сделать рацион моряков более разнообразным.

Современные технологии хранения сильно облегчили участь моряков – теперь мясо замораживают, а не солят в бочках, молочные продукты могут храниться неделями, а с помощью артелки, если таковая на борту есть, в любое время дня и ночи член экипажа может самостоятельно докупить желаемые продукты. 

– Сегодня на судах под российским флагом придерживаются рациона, принятого постановлением Правительства РФ в 2001 году. Он весьма разнообразен и содержит необходимое количество калорий. Но многое зависит и от кока – если он готовить вкусно не умеет, то даже самые хорошие продукты моряков не спасут. Совершенно другое дело – суда под удобным флагом. Если на них действует коллективный договор ITF, то закупки происходят в соответствии с его требованиями. А там написано, что питание должно быть организовано в «достаточном количестве». Хоть объемы и не уточняются, моряки, в случае если их что-то не устраивает, всегда могут обратиться в профсоюз. А вот если коллективного договора нет, экипаж полностью зависит от воли судовладельца, – отмечает председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня. – Чаще всего компании организуют питание моряков на 5-10 долларов в день. При таком раскладе, например, в заграничных рейсах многое будет зависеть от района плавания – где-то продукты дешевле и разнообразия на столе будет больше, где-то – как в Японии – намного дороже и на разносолы рассчитывать не придется.


↑ 

Наверх