01.12.2017

ВИЧ-инфекция – не повод для дискриминации

В этом году Всемирный день борьбы со СПИДом прошел под девизом «Мое здоровье – мое право». Кампания была развернута в рамках Объединённой программы Организации Объединённых Наций по ВИЧ/СПИД (UNAIDS) и призвана осветить проблемы, с которыми сталкиваются носители вируса иммунодефицита человека. По мнению ООН, адекватная система медицинского обслуживания и отсутствие дискриминации со стороны населения, представителей государственных и частных структур – все, что нужно, чтобы люди с ВИЧ-положительным статусом продолжали жить полной жизнью и достигать поставленных целей. Но, как это зачастую бывает, на практике все выходит по-другому.

В МОРЕ ВЫХОД ЗАПРЕЩЕН

24 июня 2017 года Правительство России утвердило перечень заболеваний, препятствующих работе на морских судах. Помимо болезней крови, психических расстройств и многого другого, в список попала и «болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)». Сам по себе ВИЧ – это диагноз, а не болезнь, а ВИЧ- инфицированный в общепринятом смысле еще не болен и является лишь носителем вируса. Поэтому чтобы понять, что именно подразумевается под определением, данным в перечне, необходимо обратиться к Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), которая на сегодняшний день является общепринятой классификацией для кодирования медицинских диагнозов. Так, согласно МКБ-10 «болезнь, вызванная ВИЧ» включает в себя любые злокачественные новообразования, инфекционные и паразитарные заболеваний, другие уточненные болезни и состояния, проявившиеся на фоне вируса иммунодефицита человека. Получается, что даже кандидоз, который может развиться у кого угодно вследствие употребления антибиотиков, в купе с ВИЧ-положительным статусом закроет моряку дорогу в рейс. В классификацию не входит только «бессимптомная инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека». Врачи объясняют запрет на работу заботой об инфицированных, так как для получения необходимых медикаментов для антиретровирусной терапии (АРТ) нужно состоять на учете в специализированном медицинском учреждении и посещать врачей. Только при соблюдении этих условий лечение осуществляется за счет государства. 

Между тем ВИЧ-инфицированные моряки, оставшись без права на работу по специальности, начинают искать альтернативные выходы. Зачастую – не самые законные. Так, на форумах можно найти десятки сообщений от пользователей из России и стран СНГ, в которых подробно описываются способы провоза лекарств и прохождения медкомиссии: «Пришел-оплатил-забрал. Понятное дело, что не дёшево. Мой муж ходит в рейс на 3-4 месяца. Терапию возит с запасом – на 6-7 месяцев. Просто всё пересыпаем в большие баночки от витаминов, за 4 контракта проблем не было», «За себя другого человека пошлите на сдачу крови и порядок. Остальных врачей сами пройдете. В процедурке на заборе крови паспорт не сличают 100%». Так или иначе, как бы хорошо моряк не подготовился, риск быть «раскрытым» компанией-работодателем все равно остается высоким. 

В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) уверены, что вместо запретов на работу куда важнее наладить механизм защиты трудовых и социальных прав ВИЧ-инфицированных работников флота, обеспечив их правом проводить необходимые мероприятия по поддержанию здоровья во время рейса. Этого мнения также придерживаются Международная организация труда (ILO) и Международная морская организация (IMO) – в их рекомендациях по медицинскому освидетельствованию плавсостава допускается возможность включать в экипажи моряков с ВИЧ-положительным статусом. Согласно тексту документов, они могут трудиться на судах по всему миру, если их состояние здоровья признано удовлетворительным и без прогнозируемых ухудшений. 

По мнению некоторых экспертов, ВИЧ-позитивный моряк может обжаловать принятое постановление Правительства в Верховном суде с хорошей перспективой признать его незаконным. Подобная практика уже применялась в России, правда, работниками гражданской авиации. Основная проблема заключается в том, что в суд может обратиться лишь конкретный человек, которого этот акт затронул, или же прокурор соответствующего уровня.

ПОД ТЯЖЕСТЬЮ КЛЕЙМА

Помимо запретов, установленных на государственном уровне, ВИЧ-положительные моряки регулярно сталкиваются с осуждением, дискриминацией и боязнью со стороны коллег. Главная причина такого поведения – банальная нехватка знаний об инфекции и способах ее передачи. Несмотря на то, что на дворе уже XXI век, многие работники флота до сих пор уверены, что передать вирус можно путем совместного пользования бельём, посудой, туалетом, предметами гигиены и даже через объятия. Все эти утверждения в корне неверны. Заражение вирусом иммунодефицита человека может произойти только путем передачи одной из четырех биологических жидкостей организма человека: крови, спермы, вагинального секрета и грудного молока. Порой ВИЧ также обнаруживается в слюне, слезной жидкости и секрете потовых желез, но там его концентрации не хватает для передачи другому человеку. Таким образом, «подцепить» вирус можно при незащищенном сексе, использовании нестерильных медицинских инструментов и инструментов, проникающих под кожу (при употреблении внутривенных наркотиков, нанесении татуировок, пирсинга и т. д.), переливании крови, от матери к ребенку во время беременности, родов и кормлении грудью.

Тех же моряков, кто более-менее знаком с этиологией вируса, пугает именно отсутствие информации о том, кто из членов экипажа инфицирован. «Если на борт приходит человек с заразным смертельным заболеванием, члены экипажа в праве об этом знать. В противном случае он становится потенциальным убийцей. Если я буду знать о положительном статусе одного из моряков, то, например, в случае инцидента, в котором у него откроется сильное кровотечение, для его остановки я либо обязательно надену перчатки, либо просто не буду оказывать помощь», – пишет один из участников морского форума. Даже в этом коротком сообщении прослеживается дискриминация, которая заставляет ВИЧ-положительных моряков «уходить в подполье» и тщательно скрывать свой статус. Ведь по логике вещей, если они никому о нем не расскажут, то и шансов получить помощь коллег в критической ситуации у них становится намного больше. К тому же, многие, узнав о вирусе, клеймят инфицированных, на подсознательном уровне относя их маргиналам. Между тем ВИЧ-инфекция уже давно вышла из привычных групп риска, а в эпидемию активно вовлечено социально-благополучное население. Часто заражение происходит из-за врачебной ошибки: «Несколько лет тому назад я узнал о диагнозе. Заболел при переливании крови в больнице – я и ещё восемь человек. До этого учился, работал на речном флоте и очень хотел попасть на морское судно. Новость сильно меня подкосила, но я не сдался. Сейчас прохожу терапию и настолько здоров, что тесты толком не определяют, есть ли во мне вирус или нет. Но боюсь, если приду и в открытую заявлю работодателю или другим морякам о своем диагнозе, в море мне будет путь заказан – либо компания не пустит, либо коллеги начнут шарахаться, как от прокаженного».

В ОКРУЖЕНИИ МИФОВ

Последний опрос Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) показал, что проблема распространения ВИЧ-инфекции остается одной из самых серьезных для судоходной отрасли. Ответы на него прислали 806 моряков, из них 46 – женщины. Среди респондентов было 615 офицеров и матросов из разных стран, включая Индию, Мадагаскар, Филиппины и Украину. Кроме того, участие в исследовании приняли более тридцати профсоюзов по всему миру. Они отмечали высокую озабоченность состоянием здоровья своих членов, доступностью медицинских услуг и связанными с этим вероятными рисками.

– Показатели ВИЧ-инфицирования у моряков обычно выше, чем у других слоев населения: они подолгу работают вдали от дома, им трудно получить медико-санитарную информацию и медицинскую помощь. Как правило, моряки менее осведомлены о том, как передается ВИЧ-инфекция и как избежать риска заражения, – говорит координатор глобальной программы МФТ по ВИЧ/СПИДу Азиф Алтаф.

Несмотря на тридцать лет просвещения, осуществляемого профсоюзами, медицинскими организациями и правительствами, пугающие мифы о ВИЧ/СПИДе продолжают существовать. Например, 41% респондентов из Филиппин полагают, что СПИД излечим; а в одной из стран-поставщиков морских кадров 46% верят в то, что вирус ВИЧ передается с едой и питьем.

Выявился также большой разброс мнений относительно использования презервативов. На Филиппинах 72% опрошенных верят в его эффективность – и это верно – тогда как, например, в Индии это мнение разделяли всего 17% респондентов. Многие респонденты все же признали необходимость использовать барьерные средства контрацепции в случае, если они не уверены, что партнер не инфицирован ВИЧ или другой инфекцией, передаваемой половым путем. Также выяснилось, что большинство работников флота получает информацию о ВИЧ в первую очередь из газет, журналов и телевидения, где она не всегда является достоверной.

ПРЕДУПРЕДИТЬ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ЛЕЧИТЬ

Основной способ уберечься от ВИЧ – знать о проблеме и предпринимать все возможные меры защиты, ответственно относиться к своему здоровью. Для этого Российский профсоюз моряков уже больше 9 лет работает с членами экипажей, информируя их о путях передачи ВИЧ-инфекции. 

В свою очередь Международная федерация транспортных рабочих запустила специальное мобильное приложение для заботы о здоровье «ITF Wellbeing», которое заметно облегчило доступ к актуальным рекомендациям относительно ВИЧ и СПИДа. В программе содержатся основные факты о заболевании, симптомы и способы передачи/ заражения, методы лечения и профилактики, развенчиваются наиболее распространенные ложные представления о ВИЧ и СПИДе, а также даются контакты тех сетей, которые объединяют транспортников, живущих с ВИЧ-инфекцией. Пока что приложение доступно только в английском варианте, но в 2018 году будет переведено на несколько языков.

– В продолжительных рейсах очень важно обеспечить морякам простой доступ к правильным фактам и новейшей информации о здоровье и практических аспектах его охраны, – отмечают в МФТ. – Мы создали это приложение, потому что хотим помочь морякам сохранить собственное здоровье и здоровье своих родных. В этом вопросе главное – предоставить морякам проверенную информацию и помочь сделать правильный выбор в пользу собственного здоровья. 

В мире по-прежнему существует масса запретных тем, связанных с ВИЧ и СПИДом. В РПСМ уверены, что это молчание необходимо прервать и просвещать работников транспортной отрасли, чтобы их жизнь была счастливой и проходила без дискриминации, даже если они живут с этим диагнозом. Так, по данным ILO, своевременно начатое лечение позволяет прожить не менее 20-30 лет с момента выявления заболевания, продолжать плодотворную деятельность, создавать семьи и растить здоровых детей. 


↑ 

Наверх