28.11.2017

Когда все в одной лодке

Южная территориальная организация РПСМ в рамках проекта «Я выбираю море» продолжает рассказывать о молодых моряках, только начинающих свой трудовой путь на флоте. В этот раз своей историей с профсоюзом поделился второй помощник капитана танкера «Nordic Zenith» Тимофей Любецкий.

Еще курсантом Тимофей пришел в компанию «Колумбия Шипменеджмент» и с тех пор с ней не расставался. Моряку довелось побывать на разных судах, но больше всего запомнился проворный танкер «Glen» дедвейтом всего в 13 тысяч тонн. Когда Тимофей впервые поднялся на его борт в Хьюстоне, капитан Кахабер Гурамович Александров спросил новенького третьего помощника: «Почему решил стать моряком?». «Захотел и стал», – ответил Тимофей. «Вот это по-мужски», – рассмеялся капитан. Но поскольку «Glen» работал в неспокойных водах стран Гвинейского залива (Конго-Нигерия-Того), мужество и правда считалось важным профессиональным качеством.

– На мостике у нас постоянно были наготове бронежилеты и военные каски, – вспоминает Тимофей. – А в цитадели хранился запас провизии и воды, одеяла и аптечка. Наши механики даже разработали собственные ноу-хау, благодаря которым в случае захвата пираты не смогли бы не только перевести управление судном на себя, но и откачать груз.

Как-то раз путь экипажа лежал в нигерийский Оно, гавань с дурной славой в районе Порт-Харкорта. Выгрузка шла 10 дней. Кроме экипажа на борту находилось восемь человек охраны, в том числе вооруженной крупнокалиберным пулеметом. Возглавлял их британский отставник. По словам Тимофея, ничто так в жизни не отрезвляло, как лекция этого военспеца:

– Он избавил наш экипаж от иллюзий – очередь из Калашникова пробивает практически любую судовую конструкцию. Англичанин осмотрел судно – обшивку, переборки – и показал команде те места, где можно спрятаться в случае обстрела. К счастью, не пригодилось. Правда, однажды к причалу подкатил джип с пулеметом, пассажиры которого явно не относились ни к полицейским, ни к охране терминала: одеты они были «по гражданке». Постояли, оценили охрану на «Glen», развернулись и уехали.

Работа в таких условиях требует крепких нервов и таких же дружеских связей внутри команды. Легко сказать, но как это сделать? 

– По субботам, например, у нас всегда было совместное времяпрепровождение с караоке и вкусным застольем. Там все чувствовали себя одной семьей: рядовой и офицер, филиппинец, грузин и русский. Различия не так важны, когда все в одной лодке, – рассказывает Тимофей.  

Благодаря своим размерам «Glen» мог забираться в такие дебри, куда ни один «панамакс» не пройдет. Однажды теплоход продвинулся вверх по реке Конго на 150 километров вглубь материка, в порт  Матади. Природа там красивейшая: яркие джунгли, невиданные жуки величиной с кулак и… ни одного шипчандлера на сто миль вокруг. Когда пришло время пополнить провизию, операцию поручили Тимофею.

– Два черных парня стали моими телохранителями, переводчиками и гидами, – вспоминает он. – Они представились как Димка-Полиглот и Сашка. Оба прекрасно говорили по-русски, закончили университет в Того, где «много-много русских профессоров». Агент нанял нам старую японскую «полуторку», и мы поехали по местным продуктовым складам. Матади произвел довольно унылое впечатление: город почти на полмиллиона жителей, но ни одного здания выше двух этажей, ни одного застекленного окна, и дороги только грунтовые. Но провизию закупили, экипаж голодным не остался.

Тимофей старается не упускать возможность посмотреть другие страны, но, как и в случае вылазки в порту Матади, приятное чаще всего приходится совмещать с полезным.

– Когда я работал на танкере «Cape Brazilia», мы стояли на плановом ремонте в турецкой Тузле. Однажды я со списком покупок поехал на их знаменитый рынок судовых деталей. У меня глаза разбежались: это не просто рынок, это целый город! Там можно пароход с нуля собрать, а если какой запчасти нет – заказывай, привезут на следующий день. Вот где сервис! Очень хочу еще раз побывать в ремонте, для старшего офицера это колоссальный и просто необходимый опыт.

С 2016 года Тимофей работал вторым помощником капитана на танкере «SKS Segura».  Первый рейс в новой должности запомнился и первым серьезным вызовом: непривычной линейной грузовой системой с паровыми турбинами. Но не зря говорится, что мануалы – наше все: у «Колумбии Шипменеджмент» все процедуры, в том числе и грузовые операции, четко расписаны в руководствах. И уже к концу рейса Любецкий прошел проверку немецкого Lloyd's без замечаний по своему заведованию.

А недавно Тимофей перешел на судно «Nordic Zenith», которое уже давно стало для него знаковым. Именно здесь он проходил преддипломную практику, с него началась его морская карьера. А капитан Андрей Удров и старпом Роман Дьяченко – люди, которых он считает своими учителями.

– Андрей Николаевич – человек мудрый и дальновидный, умеет все рабочие моменты просчитать на сто ходов вперед, – рассказывает Тимофей. – А о Романе наш капитан говорит: «Можно годами работать, а второго такого знающего спеца не встретить». Он всегда готов поделиться знаниями по любому вопросу, подсказать и направить.

Для молодого офицера такие учителя – ориентир, потому что в начале пути каждый новый рейс – это настоящий вызов. Так, в крайнем рейсе «Nordic Zenith» успешно прошел веттинг-инспекцию в Филадельфии.

– Американские инспекторы славятся свой строгостью, – рассказывает Тимофей. – Наше судно проверял старый капитан, по виду лет семидесяти. Он тяжело поднялся по трапу и сходу стал опрашивать молодого матроса. К счастью, тот отлично говорил по-английски и чеканил, как по-писаному. Он и меня гонял как школьника, когда проверял мое заведование – оборудование мостика. А под конец хитрый старикан выдал вообще настоящий блеф: рекомендованные требования к электронным картам предъявил как обязательные. Но и это не сработало. Судно прошло проверку без замечаний. Наверное, для наших опытных «морских волков» это рутина, а для меня пока что это победа, и я ею горжусь.

Источник: ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх