РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Российский профсоюз моряков (РПСМ) и Международная федерация транспортных работников (ITF) подготовили список компаний и судов, где регулярно возникают трудовые конфликты, в основном связанные с выплатой заработной платы, её размером, состоянием трудовых договоров моряков. Список составлен по состоянию на сентябрь 2017 года по принципу обращений членов экипажей в РПСМ и ITF за помощью в решении проблем, связанных с условиями труда. В Калининграде профсоюз выделил четыре компании, наиболее злостно нарушающие права своих экипажей.
ООО «Парус»
• «Старт» (IМО 8815126, флаг России)
• «Солярис» (IМО 877601, флаг России)
• «Селенга» (IМО 887711, флаг России)
• «Сантана» (IМО 9133408, флаг России)
• «Николай Касаткин» (IМО 8857796, флаг России)
• «Надир» (IМО 8724389, флаг России)
Компания стала известна после скандала с «Николаем Касаткиным», экипажу которого в конце прошлого года задолжали свыше $90 тыс. за четыре месяца. Деньги стали выплачивать только после объявления голодовки. Кроме того, по словам председателя Калининградской региональной организации (КРО) РПСМ Вадима Мамонтова, у «Паруса» были проблемы с неправильно составленными трудовыми контрактами, недействительными медицинскими свидетельствами моряков и несоблюдением требований техники безопасности на борту судов. Также практикуется взимание платы за трудоустройство.
– Случай с «Николаем Касаткиным» по-своему уникален», – рассказывает начальник юридического отдела КРО РПСМ Пётр Дзендзелюк. – Судно зашло в Роттердам, где, по нашей просьбе, его посетил инспектор МФТ Гиис Мол. Он нашёл столько нарушений, что пароход надолго остался в порту. Помимо невыплаты зарплаты судовладелец оставил экипаж без еды и воды. Дошло до того, что местные работники порта скинулись и купили продукты брошенным рыбакам. Этот акт благотворительности в преддверии Рождества даже освещался нидерландскими СМИ. Но самое удивительное, что даже после того, как о судне прошли сюжеты по всем новостям Калининграда, после наших статей на сайте и ВКонтакте, мы снова узнали, что туда, на арестованный пароход, продолжают ехать рыбаки из Калининграда, при этом они платят за трудоустройство по пятьдесят тысяч рублей!
ЗАО «Примрыбфлот»
• «Сокол» (IМО 8821515, флаг России)
ЗАО «Альбакор Прим»
• «Павел Копытин» (IМО 8834665, флаг России)
Любопытно, что в КРО РПСМ поступило около 50 заявлений от моряков, работавших на судах ООО «Парус», ЗАО «Альбакор Прим» и ЗАО «Примрыбфлот». Согласно данным из ЕГРЮЛ, эти организации находились не просто в одном городе, но и располагались по соседству – на одном этаже. Все указанные компании промышляли добычей краба опилио в Баренцевом и Норвежском морях. Суда компаний действовали сообща, постоянно сотрудничали друг с другом во время промысла. Что касается «Павла Копытина», то там трудовые отношения были весьма своеобразными: фирма вела двойную бухгалтерию и нормальные деньги обещали на словах. Однако под конец контракта судовладелец тыкал носом работников в их подпись в трудовом договоре, где чёрным по белому был прописан оклад в 6 тыс. руб., и заявил, что устные договорённости не имеют никакой силы. Вот эти самые шесть тысяч рублей контора и платила. Точно такая же ситуация была и на других судах вышеуказанных компаний. Из-за отсутствия доказательств зарплаты в конверте далеко не у всех пострадавших был шанс добиться справедливости. Удалось это только в деле «Павла Копытина» при поддержке РПСМ.
UAB Arctic Fishing
• «Karalius» (IMO 7917733, флаг Литвы)
• «Juros Vilkas» (IMO 7814632, флаг Литвы)
На судах литовской фирмы Arctic Fishing аналогичная ситуация с трудовыми договорами, задержками выплат, условиями труда. Однако, как уточняет Пётр Дзендзелюк, рыбаки жаловались на компанию только на словах, письменное заявление не писали. В итоге работодатель с рыбаками рассчитался. Что не отменяет того, что люди там работают на честном слове хозяина, без учета рабочего времени, без выходных, с нелегитимными контрактами.
Наверх