25.10.2017

«Главное – не сомневаться в своих силах»

На сегодняшний день многие молодые моряки наслышаны о деятельности мошенников от круинга и ищут вакансии не на форумах или через малоизвестные агентства, а обращаются напрямую к крупнейшим игрокам на рынке. Так поступил и Евгений Попов – в поисках работы он пошел в компанию «СКФ Юником», где его приняли кадетом на теплоход «Капитан Готский». Опыт, полученный в первом рейсе, окончательно убедил Евгения, что море – его стихия.

НИКАКОЙ РОМАНТИКИ

Евгений Попов родился в городе Капустин Яр Астраханской области в семье военных и никогда особо не задумывался о карьере в море: получил образование инженера-аэрофотогеодезиста, отслужил в армии, после чего устроился на работу по специальности. Первое  знакомство с морем произошло у Евгения заочно – благодаря рассказам родственников жены, которые всю жизнь ходили в рейсы. Именно они и разбудили в нем интерес к морской специальности.

– Признаться честно, когда я решил связать свою судьбу с морем, то больше думал о романтике этой профессии, о путешествиях и морских приключениях. После ухода из армии я получил пятилетний запрет на выезд заграницу, поэтому пошел работать геодезистом. За это время жажда приключений во мне выросла неимоверно, мне казалось, что если я устроюсь на судно, буду ходить в рейсы, то смогу ее утолить. Отчасти я был прав, но работа сама по себе оказалась непростая, романтикой там и не пахнет, – рассказывает Евгений. – Поначалу все было ново и непривычно, но для меня огромную роль сыграла поддержка семьи, хотя мои родители вообще понятия не имели, что значит быть моряком. Не прогадал я и с выбором работодателя. Главное – не сомневаться в своих силах и тогда перед тобой откроются любые двери.

В первый рейс Евгений пошел, еще до того, как получил морское образование: в 2015 году обратился в компанию «СКФ Юником», попал в программу практикантов и устроился на танкер «Капитан Готский». Тогда моряк впервые  продемонстрировал товарищам по работе свое хобби: экипаж с удивлением узнал, что Евгений – отличный художник. С тех пор все суда, на которых он побывал, украшены его работами:

– У меня за плечами четыре года обучения в художественной школе, поэтому нарисовать картину за рейс для меня – не проблема. Помню, на одном из теплоходов я подошел к боцману, предложил разрисовать стену в бане. Тот кивнул на капитана: если даст согласие – рисуй. Я сделал  наброски и показал капитану. Он к этой  идее отнесся скептически: якобы это отвлекает от работы. В итоге боцман все-таки разрешил. А капитан долгое время в баню не ходил и увидел мое творение уже в готовом виде. Расписанная стена ему понравилась настолько, что когда на судно приехал его сменщик, он первым делом повел его в баню с экскурсией.

В целом моряки относятся к увлечению Евгения с интересом, некоторые даже просят научить их основам рисования или просто завязывают разговор на тему искусства. Это позволяет Евгению разбавить монотонность многомесячного пребывания на судне и быстрее наладить отношения с членами экипажа, что немаловажно.

– Что касается взаимоотношений на судне, то тут все зависит от экипажа. Обычно существует костяк, который собирает  вокруг себя моряков и является своеобразным «центром» общения. Чаще всего такие «посиделки»  проходят либо в кают-компании, либо в сауне. На «Готском» коллектив уже устоялся, все более-менее друг друга знают и не стесняются, – делится своими наблюдениями Евгений.

«НЕ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ВЕЧНЫМ СТУДЕНТОМ»

После возвращения из рейса Евгений поступил в Морской технический колледж имени адмирала Д. Н. Сенявина в Санкт-Петербурге. Обучение давалось ему сравнительно легко – помогало первое  высшее образование. Поначалу Евгений даже надеялся, что все полученные знания ему удастся совместить, если он устроится на одно из судов, занимающихся сейсмологией:

– Я думал, что мое первое образование позволит мне работать на научных судах – «Иване Губкине» или «Вячеславе Тихонове». Но, к сожалению, я не вижу для себя перспективы карьерного роста. Чтобы пробиться наверх, нужно переучиваться на геофизика, а это еще 5-6 лет. Как-то не хочется быть вечным студентом.

Прочувствовать, что же такое настоящая работа на судне, Евгений наконец-то смог, когда вышел в рейс в качестве матроса, а не кадета. Первое, что он заметил – времени на рисование у него стало намного меньше.

– Быть кадетом оказалось совершенно несложно. Вот когда я уже стал матросом, работа порой преподносила определенные трудности. Все свои рейсы я отходил на танкерах, потому что в «Совкомфлоте» преимущественно танкерный флот. Случалось и так, что наше судно выгружалось сразу на несколько теплоходов и сопровождалось это большим количеством грузовых и швартовых операций. Но в целом ничего непосильно сложного делать не приходится, – рассказывает моряк. – Переработок практически нет, а если они и случаются, то полностью потом компенсируются компанией. Вахта, как и у всех – четыре через восемь. Плюс всегда можно отдохнуть во время кофебрейка. Пока что с непривычки мешает только гул, он ощущается постоянно. Надеюсь, что со временем перестану обращать внимание и на него.

«НАЧИНАЕШЬ ЦЕНИТЬ ВРЕМЯ С РОДНЫМИ»

Самым серьезным испытанием для Евгения стала разлука с семьей. Несмотря на все существующие средства связи, они не могут заменить живого общения, особенно когда дома тебя ждет маленький сын.

– Жена к этому более-менее привычна, ведь папа у нее бывший моряк, а вот семилетнему сыну переносить разлуку тяжело. Мы с ним очень близки, поэтому мое отсутствие воспринимается им  весьма болезненно. Особенно, когда из-за работы я пропускаю семейные  праздники и мероприятия с его участием. Когда  всю жизнь провел на суше, а потом вот так резко меняешь график, начинаешь сильнее ценить время с родными, – делится переживаниями моряк. – Именно из-за этого я решил податься на север – два с половиной месяца в море проводить все же легче, чем четыре. Из минусов – на судах с долгими контрактами есть возможность сходить на берег, а тут мы все время проводим на танкере, за очень редким исключением. Спасает, что на  линии Приразломная-Мурмаск неплохо работает связь, а суда оборудованы спортзалом, бассейнами, саунами. Все это помогает отвлечься и отдохнуть.

DO YOU SPEAK ENGLISH?

Даже те, кто не ходит в море, знают, что без английского там делать нечего. Как отмечает сам Евгений, для работы  на судне в качестве матроса хватает и базового уровня владения языком. А вот если выходить в город в заграничных портах – можно попасть в весьма интересную ситуацию.

– Матросу серьезное знание английского не нужно: в запасе должно быть порядка пятнадцати команд, если ты стоишь у руля, и, конечно же, базовые фразы для вахты у трапа. Но все это быстро навёрстывается и нарабатывается, – говорит Евгений. – А вот если захочешь покинуть судно – это уже совершенно другое дело. Помню, когда я был на Гуаме (остров в западной части Тихого океана – прим. ред.), мне  пришлось добираться до города автостопом. Подвезти  меня согласилась очень приятная женщина, да только диалог у нас не клеился – половину  вопросов и ответов я понять не смог, хотя определенную роль в этом сыграл ее акцент. Я рассказал ей о себе – эти фразы я выучил достаточно хорошо, после чего она решила, что английский я знаю неплохо, и начала быстро и долго рассказывать мне что-то. После этого случая я понял, что английский нужно подтянуть и по возвращении в Россию записался на курсы.

ВВЕРХ ПО КАРЬЕРНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Между тем знание английского языка пригодится Евгению и в его дальнейших планах, ведь задерживаться в должности матроса моряк не планирует. Следующая его цель – попасть в комсостав.

– Сейчас я получаю среднее образование на факультете судоводителей. В компании с ним можно дослужиться до второго помощника, а вот для должности  старпома и капитана нужно высшее, но я пока не хочу торопить события, и все вопросы решаю по мере их поступления. Одно знаю наверняка – матросом больше быть не хочу. Такое положение в судовой иерархии достаточно сильно бьет по самооценке, особенно когда ты выполняешь поручения по типу «подай-принеси», «вымой-покрась». Если красить для меня еще хоть как-то близко в силу моих увлечений, то уж остальное порой дается с трудом – смеется Евгений. – Но этот опыт все равно стал для меня бесценным. Я уверен – чтобы хорошо проявить себя в комсоставе, необходимо какое-то время походить матросом. Это позволяет лучше понимать все процессы, которые происходят на судне. Многие молодые ребята сразу после вуза приходят на борт в качестве помощников капитана, и в  итоге выясняется, что чего-то им все же недодали, каких-то знаний не хватает и наверстывать приходится уже во время рейса. Но это, скорее, не претензия к выпускникам, а вопрос качества нашего образования. Поэтому я все же надеюсь, что полученные мною знания станут весомым преимуществом. Не знаю, как жизнь повернется дальше, но с намеченного курса я сходить не собираюсь.


Фотографии

↑ 

Наверх