23.10.2017

«Международный фонд мог бы решить проблему брошенных экипажей»

Специальный международный фонд, созданный государствами-членами ИМО, мог быть решить проблему брошенных экипажей, – к такому выводу пришла аспирант Международного исследовательского центра моряков (Seafarers’ International Research Centre) при Кардиффском  университете Каролин Грэхэм. Фонд мог бы стать финансовым обеспечением, гарантирующим, что брошенные моряки получат причитающуюся им зарплату и в целости и сохранности вернутся домой.

– Скорее всего, морские компании открестятся от такого предложения. Хотя идея создания фонда заслуживает того, чтобы серьезно задуматься над ее воплощением. Инициатива могла бы существенно уменьшить мытарства и страдания моряков, оказавшихся брошенными работодателем на произвол судьбы. Создание такого фонда стало бы громким заявлением международного морского сообщества, суть которого сводилась бы к тому, что его участники заботятся о моряках и готовы подтвердить свои слова делами, в данном случае — пожертвовав свои деньги, – отмечает Грэхэм.

Эксперт отмечает, что 90% всей мировой торговли осуществляется морем, и при этом флаги и порты, которые получают от этого огромные прибыли, не считают возможным выделить мизерный процент от полученных денег на создание фонда помощи брошенным морякам.

– Лично я сталкивалась с тремя разными случаями оставления экипажа. В двух из них экипажи были смешанными, и среди них были ямайцы. Не стоит и говорить, что я ничем не могла помочь ямайцам, брошенным в иностранных водах. Всё, что мне удалось – это отказать моральную поддержку, регулярно навещая их, и пытаться найти действующие положения законов, которые могли бы быть им полезными. В другой раз брошенные моряки оказались не так далеко от дома. Я сообщила об инциденте местным консульствам, отделам по международным отношениям, государствам флага и др. Однако ответа не получила. К счастью, агенты судна попались добросовестные и взяли на себя заботу об экипаже, – рассказывает Каролин Грэхэм. – Исходя из полученного мною опыта, я поняла, что увещевания и предупреждения никак не помогают разрешить сложные ситуации, в которых оказываются моряки.

На ситуацию негативно влияет отсутствие международного установленного порядка действий в подобных случаях. Консулы некоторых стран вообще понятия не имеют о том, как поступать в случае оставления моряков — их соотечественников. В ряде государств порта брошенных моряков приравнивают к нелегальным мигрантам и депортируют из страны.

Как отмечают в Российском профсоюзе моряков, государства флага могли бы способствовать существенному прогрессу в борьбе против оставления моряков, так как у них имеются большие возможности для контроля за судовладельцами, однако регистры не проявляют должного внимания к этому вопросу. Между тем почти полгода в странах, ратифицировавших Конвенцию о труде в морском судоходстве (КТМС), действуют требования, касающиеся обязанности судовладельцев иметь на борту судов свидетельство, подтверждающее финансовое обеспечение обязательств по репатриации и выплате задолженности по заработной плате. Однако конкретная сумма международными нормами не обозначена. Отраслевые эксперты сходятся во мнении: чтобы не было разночтений, механизм и сумма финансовых гарантий по репатриации должны быть установлены, прежде всего, на национальном уровне в форме федерального закона. А для практического применения – ещё и на уровне подзаконного межведомственного акта.

Источник: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх