16.10.2017

«Бюрократические уши» Второго регистра

Около 60% грузооборота Российской Федерации осуществляется морским транспортом, но только 2-3% от него обеспечивается судами под российским флагом, остальное перевозится под иностранным. Такие данные привёл директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Виталий Клюев, выступая на Десятом международном форуме «Транспортный потенциал».

По мнению чиновника, нехватка судов под флагом РФ обусловлена, в том числе, и малыми судостроительными мощностями на российских верфях. В своей речи, которую приводит портал SeaNews.ru, Виталий Клюев утверждает, что с распадом СССР объёмы судостроения в стране снизились и вернуться к ним так и не удалось. Конечно, попытки восстановить утраченные мощности, а заодно и увеличить число судов под национальным флагом предпринимались. Так, в 2011 году был принят федеральный закон 305-ФЗ «О поддержке судостроения и судоходства», который стимулирует судовладельцев делать заказы местным верфям и переводить новые суда под национальный флаг. Кроме этого, был создан так называемый Второй реестр (регистр)  российских судов. Подобная практика применяется и в других странах с той же целью – убедить местных судовладельцев идти под родные флаги, а значит – платить налоги в местную казну. К сожалению, попытка снизить административные барьеры и налоговое бремя не удалась. Именно поэтому судовладельцы предпочитают переводить флот под иностранные флаги, о чём чиновники не говорят.

– У судовладельцев вполне понятные экономические расчёты: они будут регистрировать суда под тем флагом, где проще вести бизнес, а делать это проще всего под удобным флагом, – говорит председатель Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ) Александр Бодня. – Была попытка упростить регистрацию под флагом РФ – создали второй регистр. Хорошее начинание, вот только «уши бюрократии» всё равно торчат, да и условия не такие выгодные: кредит получить сложнее, налоги гораздо выше, чем под удобным флагом. В итоге эта идея не сработала, Второй регистр оказался неконкурентноспособным. Но про это никто из Минтранса говорить не любит. Как и про такой важный момент, как кадры. Почему моряки уходят под иностранные флаги? Из-за копеечных зарплат на российских судах. Так что если в правительстве хотят увеличить число судов под национальным флагом, то нужно с одной стороны, поднимать зарплаты морякам, а с другой – обеспечивать судовладельцам реально конкурентные условия работы под российским триколором, – говорит Александр Бодня. 


↑ 

Наверх