06.10.2017

Что толкает моряков за борт?

В одном из номеров «Морского профсоюзного вестника» рассказывалось о пропавших в рейсе моряках. В таких случаях проводится расследование, чтобы установить, что именно произошло – несчастный случай, самоубийство, а может, и того хуже. Проблема в том, что разобраться в причинах произошедшего не всегда представляется возможным.   

Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), моряки занимают второе место в списке работников, наиболее подверженных суицидам. Риск, присущий профессии, подтверждают и другие исследования. Например, данные, опубликованные университетом Суонси, демонстрируют, что с 2001 по 2005 годы моряки торгового флота заняли вторую строчку в рейтинге профессий, наиболее подверженных суициду, уступив только шахтёрам. Международная морская организация (IMO) заявляет, что число самоубийств среди моряков в три раза превышает показатели береговых работников. 

Однако все эти исследования нельзя назвать на 100% достоверными. Как понять, шагнул ли пропавший моряк за борт по своей воле или ему помогли? Некоторые считают, что чуть ли не половина случаев исчезновения в море должна рассматриваться как самоубийства. По-хорошему, как только человек пропадает с судна, должно начаться расследование обстоятельств происшедшего. Однако ни судовладелец, ни государство флага, если моряк работал на судне так называемого удобного регистра, как правило, не заинтересованы в компетентном расследовании – первым не нужен лишний простой судна, а вторым часто всё равно. Кроме того, судовладельцу выгодней списать исчезновение на самоубийство, поскольку в таком случае компания в праве оспорить выплату семье по смерти моряка.

Не помогают пролить свет на ситуацию и немногочисленные исследования по психическому здоровью членов экипажей, где рассматривается статистика смертей в рейсе. Так, в одной из самых крупных работ на эту тему, опубликованной Национальным центром биотехнологической информации США, её автор проанализировал случаи смерти моряков с 1960 по 2009 годы. Он установил, что на суициды приходится 5,9% смертей, однако признал, что это неточная статистика, поскольку он не брал в расчёт случаи, когда моряки просто исчезали в море, и не удалось установить, что с ними произошло. Отрасли остаётся опираться только на подтверждённые данные, а они затрагивают далеко не все случаи исчезновения моряков.

Тем не менее, если говорить о фактах, они показывают, что мысль расстаться с жизнью часто приходит в голову тем, кто подвержен депрессии или другим психическим расстройствам. Так, согласно данным Британского Клуба взаимного страхования (UK P&I Club), среди страдающих ими моряков суицид происходит в 15% случаев. При этом общее число самоубийств в профессии в 2015 году выросло в три раза по сравнению с 2014 годом. За этот период возросло и количество моряков с психическими расстройствами – на 4,4%. Увы, главным фактором появления стрессов, депрессий и суицидальных мыслей, которые и толкают моряков на отчаянный шаг, является специфика морской профессии.

Как минимизировать риски?

Главный совет в случае любого серьёзного расстройства: обратитесь к психологу. Душевные муки, как бы пафосно это ни звучало, – тонкая материя, доверить которую лучше профессионалу. Однако приём специалиста возможен только на берегу. Что же делать, если тревога застала в рейсе? Для экстренных случаев моряк может позвонить или написать на горячую линию SeafarerHelp, созданную Международной благотворительной организацией моряков (ISWAN). Сотрудники, говорящие на девяти языках, включая русский, готовы выслушать и дать совет. Однако некоторые не находят в себе сил обратиться даже за такой помощью, не говоря уже о том, чтобы записаться к врачу. 

– Несмотря на все данные по психическим расстройствам и самоубийствам, эти вопросы до сих пор остаются табу в отрасли, – говорит директор программы здоровья экипажей UK P&I Club София Баллард. – Из-за гендерных предрассудков, мол, мужчина должен быть сильным, всё терпеть и не жаловаться, и отсутствия знаний по психологии моряки, подверженные тревоге, социальной изоляции, стрессу, нарушениям сна редко консультируются у профессионалов.

Есть ещё одна причина, по которой моряки не хотят обращаться за помощью: попытка сохранить конфиденциальность.

– Благодаря горячей линии SeafarerHelp мы знаем, что морякам очень важна анонимность, – говорит исполнительный директор ISWAN Роджер Харрис. – Многие отказываются предоставить личную информацию, даже если им требуется помощь, поскольку боятся потерять работу или попасть в «чёрный список» круингов.

В итоге даже если человеку требуется помощь, он может проигнорировать «звоночки» из-за страха потерять работу или нарушить нормы своей гендерной роли. А зря: психические расстройства могут привести не только к самоубийству, но и вылиться в жестокость по отношению к другим членам экипажа. Беглый поиск в интернете выдаёт достаточно новостей о том, как моряки ранили и покалечили друг друга в рейсе.

– Возможно, что на берегу до драк могло бы и не дойти, – говорит Роджер Харрис. – Но работа в море создаёт определённые условия, которые давят на психику. Чаще всего моряки жалуются на удалённость от дома и семьи, финансовые проблемы, тяжёлую работу и постоянные проверки в портах, из-за которых их заваливают бюрократической работой… Неудивительно, что рано или поздно они могут сорваться.

Технологии – друзья или враги?

Определённый отпечаток накладывают и технологии. Речь не только об интернете, из-за которого моряки больше времени стали проводить наедине с собой, а не в компании коллег, но и о развитии автоматизации судов. Она приводит к сокращению числа членов экипажей, которые и без того не очень большие. А если присутствует языковой барьер – дела совсем плохи. Жертвой изолированности может стать каждый, независимо от должности, национальности или возраста.

– Судовладельцы должны понимать, что чем лучше состояние моряка – и физическое, и материальное, и ментальное – тем больше шансов, что он продолжит работу в море. Это особенно актуально в свете «кадрового голода», который повсеместно существует в торговом судоходстве, – отмечает София Баллард.

Морские организации прилагают все усилия, чтобы как можно чаще поднимать эту проблему в отрасли. Например, ISWAN и UK P&I Club выпускают плакаты и руководства для моряков, с помощью которых можно диагностировать у себя симптомы психических расстройств и снять стресс в рейсе. Среди рекомендаций: физические упражнения, поддержание связи с родными с помощью интернета, общение с другими членами экипажа. Последнее, пожалуй, ключевой фактор в вопросе предотвращения появления серьёзных расстройств. Большим плюсом является внимательный и понимающий капитан, который следит, чтобы члены экипажа не замыкались в себе.

– Один капитан из Германии, колоритный дядька со стажем за 30 лет, излагал мне теорию про то, что судовые экипажи были дружнее и сплочённее до «эры кондиционеров на судах», поскольку моряки держали двери в каюты открытыми. Этот капитан на своих судах прилагал все усилия к тому, чтобы заставить моряков общаться между собой, – рассказывает председатель Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов. – Сейчас у каждого в отдельной каюте, кроме душа и DVD, появилась пара компьютеров с мультимедиа. Поэтому у современных моряков после вахты вообще пропал смысл куда-то вылезать. А капитан заводил правило: если пришёл в салон команды смотреть кино – получай мороженое за счёт судовладельца. Это работало, и народ начинал общаться друг с другом.  

Такое общение за чашкой чая работает ничуть не хуже, чем техники, описываемые в брошюрах для моряков. Пусть оно и не избавит от проблем, но уж точно снимет тревогу, поможет отвлечься и, кто знает, вдруг простое человеческое общение сможет уберечь моряка от шага за борт.     


↑ 

Наверх