РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В 2018 году исполняется 70 лет кампании ITF против удобных флагов. В честь этого мы публикуем подробный рассказ о flags of convenience. Прошлый материал был посвящён истории их возникновения и попыткам международных организаций противостоять распространению «дешёвых» флагов. В этот раз речь пойдёт о современном положении дел и о том, что нужно знать моряку, нанимающемуся на судно под удобным флагом.
Борьба продолжается
Моряки, работающие на судах под удобным флагом, чаще всего являются гражданами других стран, поэтому не имеют доступа к учреждениям государства флага или процедурам, которые могли бы предложить компенсацию в случае злоупотребления со стороны судовладельцев. Последние, как показывает практика, не прочь обмануть моряка.
– Удобный флаг помогает судовладельцам уходить от ответственности, укрывать вложения средств и отмывать незаконно полученные доходы. Отсутствие прозрачности в системе удобных флагов отрывает простор транснациональной преступности и терроризму. В этой системе исчезает связь между судном и государством, которое оно представляет, – говорит председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) Николай Суханов.
В таких условиях единственной силой, противостоящей произволу судовладельцев и способной отстоять интересы моряков, являются национальные профсоюзы. Сегодня более 140 инспекторов Международной федерации транспортников контролируют соблюдение коллективных договоров, охватывающих около 150 тысяч членов экипажей под удобными флагами. Именно ITF остаётся знаменосцем эксплуатируемых и угнетаемых моряков по всему миру. Каждый год инспекторы возвращают миллионы долларов невыплаченной зарплаты и компенсаций за смерть или инвалидность, которые в ином случае никогда не удалось бы получить. Немаловажную роль в этом играют Недели действий против удобных флагов. Ежегодно в них принимают участие представители национальных профсоюзов и инспекторы ITF. В России акции регулярно проводятся на Дальнем Востоке, на Балтике и Чёрном море. Результатом двух прошлогодних Недель на Дальнем Востоке стала выплата морякам более миллиона долларов США задолженности по зарплате. Всего за 22 года работы Дальневосточной региональной организации РПСМ морякам возвратили более $18 млн.
Ликвидации не подлежит
Несмотря на все усилия Международной федерации транспортных работников и её членских профсоюзов, систему удобных флагов ликвидировать не удалось. Слишком большую выгоду удобный регистр предоставляет судовладельцам, чтобы те так легко позволили её отнять. В каком-то смысле ответственность лежит и на моряках, которые, зная о возможных рисках, продолжают идти на суда без коллективных договоров, где нарушаются их права.
— Мы защищаем интересы моряков всеми силами, но они сами хороши. То ли их юридическая безграмотность, то ли надежда на русский «авось» заставляет их отправляться на заработки как угодно далеко без надлежаще оформленных контрактов. Или подписывать контракты на явно дискриминационных условиях. При этом судовладелец объясняет морякам, что маленькая зарплата по контракту – это для минимизации налоговых расходов, а на самом деле моряк будет получать в пять-шесть раз больше. Вот только это существенное добавление ни в одном документе не зафиксировано. И моряки, даже не проверяя, есть ли на судне коллективный договор, ведутся на эту устную договоренность, с которой потом ни в какую правоохранительную структуру обратиться невозможно, — говорит председатель профкома первичной профсоюзной организации моряков Владивостока РПСМ, инспектор ITF Пётр Осичанский.
И всё же определённых успехов добиться удалось. За годы своего существования морские профсоюзы – члены ITF разработали комплекс стратегий, направленных на внедрение минимально допустимых стандартов для моряков, работающих на судах под удобными флагами. Эти стандарты сформировали основу коллективных договоров ITF, которые устанавливают зарплату и условия труда для экипажей судов под удобными флагами независимо от их национальной принадлежности. На сегодняшний день около трети всех судов, плавающих под удобными флагами, охвачены этими соглашениями. Такое положение дел демонстрирует, что Международная федерация транспортников – организация, с которой следует считаться, а это автоматически означает, что нужно соблюдать права моряков. В противном случае недобросовестные судовладельцы рискуют получить забастовку экипажа, задержание судна со всеми вытекающими последствиями. Такая головная боль им ни к чему.
И всё же моряк должен в первую очередь сам позаботиться о себе. Самый очевидный шаг для этого – вступить в профсоюз, который будет защищать интересы своих членов в любой ситуации. Ну а не оказаться у разбитого корыта помогут десять правил.
Десять правил моряку
Наверх