05.10.2017

«Маньяна» механику поможет

Артём Попов, как и многие до него, после окончания школы встал перед выбором: куда пойти учиться? И хорошо, что перед глазами был пример брата Александра, который к тому моменту закончил «вышку»  и успешно ходил в рейсы электромехаником в СКФ Новошип. Теперь Артём работает  четвёртым механиком танкера «Георгий Маслов» и считает, что с профессией ему повезло. Ведь море – это не просто работа, это призвание, им надо жить.

Первый рейс в должности четвёртого механика на танкере «NS Bora» для Артёма Попова прошёл благополучно. Помогла преддипломная практика на «NS Burgas», sistership «NS Bora»: Евгений Сазонов, тамошний четвёртый механик, устроил Артёму настоящий коучинг по своему заведованию и многому научил. Кроме того, во время рейса на «NS Bora» экипаж всегда шёл навстречу молодому специалисту.

– Третий механик Сергей Боев не раз протягивал  мне руку помощи, стоило только его попросить, – рассказывает Артём. – Самое главное, он приучил меня относиться к механизмам как к живым организмам, у каждого из которых свой характер. Благодаря ему я убедился, что даже на sistership одинаковые механизмы могут работать по-разному.

Хотя к тому времени Артём закончил обучение в ГМУ им. Фёдора Ушакова, старший механик Роман Савенко устроил ему экзаменационную сессию.

– Он гонял меня по всем мануалам по моему заведованию, – вспоминает Артём. – В результате я решил, что проще будет написать собственное руководство для четвёртого механика: завёл тетрадь в клеточку, на одной половине листа описывал проблемы и неисправности, на другой – пути решения. И в дальнейшем мне это очень помогало в работе.

С «Георгием Масловым» Артёму повезло: почти уже через неделю после начала работы у него возникло ощущение, что работает он здесь давно. Дружелюбная атмосфера и профессиональный экипаж – вот и всё, что нужно молодому специалисту, чтобы влиться в команду.

Основным регионом плавания танкера были Венесуэла, страны карибского бассейна, порты США. Работая у берегов Венесуэлы, Артем хорошенько выучил слово «маньяна». Им часто бросаются портовые диспетчеры. В переводе с испанского оно означает «завтра». Однако не стоит понимать местных слишком буквально. С их необязательностью это может означать, что под погрузку судно могут поставить  и после- и послепослезавтра. Зато благодаря таким «маньянам» судно стоит на рейде, и можно заняться плановым ремонтом: ни качки, ни жары, ни шума от двигателя. Можно перебирать с товарищами механизмы, не надрывая при этом голосовые связки.

– В этом рейсе мне посчастливилось наблюдать, как старший механик Игорь Ефимов и второй механик Константин Кузьменко проводят диагностику  цилиндропоршневой группы с заменой поршневых колец, – рассказывает Артём. – Это очень ценный опыт для любого механика. Ведь обычно  эту операцию можно увидеть, только когда судно стоит на ремонте в доке.

Во время таких ремонтов Артём научился получать удовольствие от своей работы: вычислить  причину поломки и добиться, чтобы механизм работал как часы – вот настоящий триумф для механика.

– В этом рейсе опреснитель, который находится в моем заведовании, стал чудить – периодически солил воду. Я инструкцию в зубы – никаких признаков какой-либо неисправности. Пришлось вскрывать аппарат, и только после опрессовки удалось обнаружить микротрещины в конденсаторных трубках, из которых сочилась забортная вода. Неисправные трубки заглушили медными пробками, и проблема была решена. Казалось бы, работа несложная. Но именно за то я и люблю море, что ты тут как на необитаемом острове – если сам не починишь, то за тебя этого никто не сделает. Есть ты и твой механизм и больше ничего! Настоящая проверка на прочность.

Хотя в море не всё зависит от человека и его возможностей. Стихия не устает напоминать об этом.

– В последнем рейсе был момент, когда мы вышли из Корпус-Кристи в Техасе и отправились во Фрипорт на Багамах, – вспоминает Артём. – После успешной погрузки пошли на Европу. А уже через  пару дней один из штурманов показывает мне снимки с метеоспутников: над Багамами гигантская воронка. Меня аж передёрнуло: задержись мы хоть немного в Корпус-Кристи или Фрипорте, попали бы на «Ирму», самый разрушительный ураган этого лета.

В работе моряка немаловажную роль играет человеческий фактор. Артём это понял, только когда начал  работать в море. Нет ничего важней атмосферы, царящей в коллективе. От отношений между людьми зависит эффективность работы всего судна.

– Чтобы найти правильный подход к человеку, найти верные слова и подобрать для этого нужный момент, необходим многолетний опыт, – рассказывает Артём Попов. – Тут учебника по психологии может оказаться недостаточно.  Я все это понял, наблюдая за работой старших офицеров. И тут мне ещё есть чему учиться.

Порой атмосфера в коллективе зависит от простых и известных всем морякам способов снять стресс: дружеская беседа за партией в домино или совместный просмотр комедии в кают-компании. Немалую роль играет возможность «заземлиться»: хоть иногда выйти на берег, посмотреть на чудеса света. И тут Артёму тоже есть, что рассказать.

– Мы встали на разгрузку в Нью-Джерси. Десять долларов, две пересадки на метро – и через полчаса мы в центре Нью-Йорка. Посмотрели мемориал 9/11 на месте башен-близнецов, прошли пешком половину Манхэттена, посетили Эмпайр-стейт-билдинг. Один из плюсов нашей профессии. Другим людям всё это доступно только по туристической визе.

Южная территориальная организация РПСМ

↑ 

Наверх