26.09.2017

КТМС: четыре года в России (часть 4)

Своими требованиями КТМС охватывает огромное правовое поле, а потому с ходу разобраться, где при ее создании были допущены пробелы, невозможно. Однако со временем все неучтенные вопросы дают о себе знать, меняя облик Конвенции путем внесения изменений в ее текст. Так, на заседании 105-ой Международной конференции труда в Женеве были одобрены поправки, затронувшие два важных раздела.

Поступило предложение дополнить стандарт А 5.1.3 КТМС положением, позволяющим компетентному органу или признанной организации продлевать Свидетельство о соответствии судна требованиям КТМС на срок не более пяти месяцев в случае, если возобновляющая проверка проведена до окончания срока действия Свидетельства, но нет возможности немедленно доставить новое Свидетельство на борт судна. Новая поправка позволит судну беспрепятственно продолжить свою работу.

Вторая поправка касается сохранения здоровья моряков и направлена на искоренение домогательств и издевательств на борту судов. В Руководящий принцип В4.3.1 – «Положения о несчастных случаях на производстве, случаях травматизма и профессиональных заболеваниях» решено добавить ссылку на «Руководство по искоренению домогательств, издевательств и притеснений на борту судна», выпущенное совместно Международной федерацией транспортников (ITF) и Международной палатой судоходства (ICS). Руководящий принцип В4.3.6 также дополнен необходимостью расследовать такие случаи.

Поправки к КТМС были направлены извещением Генерального директора Международной организации труда (МОТ) всем государствам, ратифицировавшим КТМС. У них будет возможность в течение двух лет с даты направления извещения официально возразить против включения поправок в Конвенцию. Однако чтобы решение СТК и Конференции было заблокировано, потребуются возражения от более чем 40% государств, общая валовая вместимость торгового флота которых составит не менее 40% валовой вместимости флота государств, ратифицировавших конвенцию. В противном случае по истечении двух лет поправки будут считаться принятыми, что наиболее вероятно и произойдёт. Тогда они вступят в силу через полгода после окончания двухгодичного периода.

«НЕ ОСТАНУТСЯ БЕЗ ПОДДЕРЖКИ»

В начале 2017 года Рабочая группа трёхстороннего комитета Международной организации труда (ILO) обсудила в Женеве способы защиты заработной платы моряков, попавших в пиратский плен. Встреча стала логичным продолжением политики по защите прав моряков после вступления в силу поправок о финансовых гарантиях судовладельцев.

Проблема пиратства до сих пор остается актуальной. Несмотря на то, что благодаря слаженным действиям мирового сообщества удалось снизить масштабы бедствия, окончательно искоренить проблему не удалось – в последнее время стало поступать всё больше и больше сообщений о нападениях на суда у берегов Сомали, Западной Африки и в Южно-Китайском море. Случаи самые разные: захват заложников, ограбления моряков. Были и атаки, которые удавалось отбить. Всё это ставит вопрос о гарантиях не только безопасности, но и защиты заработной платы моряка на случай, если он попадет пиратский плен.

Правительство РФ выступило с предложениями по сохранению действия трудового договора на время нахождения моряка в плену и сохранению за ним всех выплат и социальных гарантий. Эти предложения совпали с предложениями ITF и в конечном счёте отражены в итоговом документе.

– Моряк должен знать, что даже если он попал в плен, за ним сохранятся все выплаты и социальные гарантии, а его родные не останутся без поддержки, – уверен председатель РПСМ Юрий Сухоруков.

Итогом рабочей группы стало предложение изменить стандарты Конвенции, чтобы каждое государство, ратифицировавшее ее, приняло законы или нормативные акты о том, что контракт моряка не может быть прекращён, пока тот находится в плену в результате пиратского нападения или вооружённого ограбления. А также включить требование, согласно моряк, удерживаемый в неволе в результате пиратского нападения или вооружённого ограбления, сохраняет за собой зарплату и все социальные гарантии и обязательства, прописанные в трудовом договоре.

Все принятые за последние годы поправки и нормативно-правовые акты наглядно демонстрируют, что Конвенция стала важным документом в вопросах защиты прав членов экипажей. Но нельзя забывать, что нашей стране предстоит сделать еще очень многое, чтобы улучшить условия труда российских моряков.

↑ 

Наверх