25.09.2017

Есть флаги – хуже некуда

Моряки, нанимающиеся на работу и желающие получать достойную зарплату и не оказаться при этом брошенными судовладельцем, в первую очередь должны смотреть, есть ли на судне договор Международной федерации транспортных работников (МФТ). Если по каким-то причинам его не оказалось, следует присмотреться к флагу: есть такие, что без слёз не взглянешь.

Поздним вечером нам позвонил восточный, судя по произношению, человек. Его судно стоит на рейде Севастополя, судовладелец – из Сирии, и человек просит инспектора профсоюза прибыть на борт и помочь ему вернуться домой. Контракт истёк, а условия на борту – хуже некуда.  

Заметьте, что жалуется, вообще-то, сириец. На его сухопутной родине – гром и молния над каждой крышей, в прилегающей акватории плывут в разные стороны мигранты, а за ними гоняются корабли-охотники. Короче, в такой ситуации особо трудовые права не покачаешь. Лишь бы на твоей работе не было войны, а зарплата и прочая блажь – дело наживное. 

Мы отнеслись к делу серьёзно, однако восточный человек на информацию был скуп. Мы знаем только название судна – «Sky Hope» (IMO 7702920, флаг Сьерра-Леоне)  и судовладельца – Uni-marine Management Co, обитающего неизвестно где. По адресным данным он из небольшого городка в Ливане, по адресу расположен бизнес-центр, где на одном из этажей имеется комнатка, и там официально зарегистрирован тот,  кто владеет «Sky Hope» под флагом Сьерра-Леоне – африканского государства, существующего чисто теоретически и потому даже не отнесённого МФТ к разряду удобных флагов. В стране, где любая вспышка дизентерии или наводнение выкашивают население сотнями, продажа флага на сторону – пустяк. Мол, жить-то на что-то надо… 

Аналогичный бизнес у другого африканского флага – Того и, кстати, с тем же международным отношением. К слову, и Того и Сьерра-Леоне входят в «чёрный» список так называемого WGB List, который составляет комитет Парижского меморандума о взаимопонимании (Paris MoU). Интересно, что именно флот под флагом Сьерра-Леоне и Того частый гость портов в Крыму. А в случае захода в порты Украины эти загадочные судовладельцы попадают под задержание, денежные штрафы и даже административный арест (по причине санкций).

Судовладельца мы так и не нашли. Арена использования «Sky Hope» и другого судёнышка компании под названием «Karazi» (флаг тот же) – это мутные воды от Персидского залива до Индийского океана, сквозные набеги через Средиземное в Чёрное море, Крым и Турцию.

Короче, в такой ситуации моряки-сирийцы (именно ими полностью комплектуют экипажи) оказались в своеобразной «чёрной дыре», где не только МФТ, но и элементарных международных норм с соответствующим контролем нет.

Куда моряку жаловаться? Можно попытаться в какой-нибудь «занзибарский» портконтроль, если его сотрудник захочет оторвать пятую точку из-под кондиционера и отправиться на судно расследовать жалобу. Вообще у портконтроля есть обязанность серьёзно относиться к любому «сигналу». Подняться на борт, поднять документы и поинтересоваться, а по какому вообще праву тут всё происходит? Но здесь вопрос рогом упирается в юрисдикцию Сьерра-Леоне, где с трудовыми стандартами, мягко говоря, не очень.

Мы излагаем всё это не столько для сирийцев, сколько для российских моряков, чтобы они были в курсе, какие условия на судах под этими флагами, и не попадали в подобные ситуации.

Председатель Калининградской региональной организации
Вадим Мамонтов
↑ 

Наверх