22.09.2017

Кто может заключать коллективный договор?

В соответствии с требованиями Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС), а именно разделом 2, стандарта А 2.1, на судне должен находиться текст действующего коллективного договора. Сам же коллективный договор – это особый вид соглашения, в котором определены все условия труда работников. Подписывается этот документ работодателем и представителем работников. Как правило, представителем работников является профсоюз. Однако на судах встречаются договоры, в которых в качестве представителя работников выступают отдельно взятые лица – не профсоюз и даже не комитет, а просто боцман, матрос и, например, кок. Законно ли это?

Получается, вместо того чтобы заключить коллективный договор с профсоюзом, платить взносы, соблюдать международные правила и давать реальные гарантии своим работникам, судовладелец идет на юридическую хитрость и заключает непонятный коллективный договор с лицами, якобы избранными работниками, а на самом деле с теми, кто сам находится в зависимости у работодателя-судовладельца. 

Дело в том, что ни международное, ни российское право точно не определяют, кто должен быть представителем работников. Источником этого правового аспекта в Российской Федерации являются ст. 29-31 ТК РФ, а в международном отношении – Конвенция МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» и Конвенция МОТ № 135 «О защите прав представителей, трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях», из которых следует, что представителем работников помимо профсоюзов может являться любое лицо или организация. Однако этот представитель должен быть избран работниками и иметь признаки ответственного органа: протокол голосования об избрании этого лица/организации (либо лиц в виде комитета), надлежаще оформленную доверенность, определяющую конкретные полномочия избранного представителя работников. 

Используя эту возможность, судовладельцы попросту вычеркивают обязательный для исполнения пункт и не проявляют должную заботу о своих моряках. И по всей вероятности, на таких судах будет двойная бухгалтерия, серая зарплата, опасные условия труда, грязные каюты с десятилетними вонючими матрасами, работа без выходных по 12-16 часов в сутки, плохое питание. При этом никаких компенсаций за потерю здоровья, всевозможные штрафы и постоянные задержки зарплаты, а то и вовсе её отсутствие. 

(с) Пётр Дзендзелюк, Юридический отдел КРО РПСМ


↑ 

Наверх